$

2.1058 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

САНКЦИИ ПРИВЕДУТ К ВЗАИМНЫМ ПОТЕРЯМ, А ВНУТРЕННИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОЙДУТ НА ПОЛЬЗУ

01.02.2011

Все прогнозные показатели, за исключением прироста международных резервных активов, предусмотренные Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 г., выполнены. Об этом 28 января на пресс-конференции сообщил председатель Правления Национального банка Петр ПРОКОПОВИЧ.

Планировалось, что за 2010 г. международные (золотовалютные) резервные активы Беларуси, рассчитанные по методологии МВФ, возрастут на 0,5–1,83 млрд. USD. Вместо этого они сократились на 674,7 млн., или на 11,8%, составив на конец года 5 030,7 млн. USD. Причиной невыполнения этого показателя, по мнению руководства Нацбанка, стал ажиотажный спрос населения на инвалюту, особенно в конце года. Перераспределив между собой через обменные пункты за год 6,5 млрд. USD, население купило у Нацбанка еще 1,5 млрд. USD на чистой основе за счет резервов, сказал П.Прокопович.

На 2011 г. поставлена цель о наращивании золотовалютных резервов не менее чем на 1,2 млрд. USD. Для этого, во-первых, должна обеспечиваться соответствующая работа белорусской экономики с целью постепенного снижения отрицательного сальдо внешней торговли. Во-вторых, руководитель Нацбанка рассчитывает, что отмена российских экспортных пошлин, как минимум, улучшит наше сальдо на 1,7 млрд. USD. В-третьих, планируемый приток прямых иностранных инвестиций в 6,5 млрд. USD, в т.ч. за счет продажи госсобственности на 3 млрд. USD, поможет значительно улучшить ситуацию с золотовалютными резервами. При этом в текущем году внешние заимствования будут в пределах запланированных 1 млрд. USD от размещения евробондов и 8 млрд. RUB за счет размещения гособлигаций на российском рынке. Кроме того, предполагается использование причитающейся Беларуси квоты Евразийского фонда. Других заимствований на этот год не предусмотрено, отметил П.Прокопович.

Глава Нацбанка заявил, что резкое повышение стоимости ресурсов для банков является осознанной экономической политикой, т.к. сегодня недостаток ликвидности превышает 1 трлн. Br. Цель удорожания ресурсов — стимулирование банков к максимальному привлечению иностранной валюты. «Сегодня белорусский рубль дорогой для банков. Поэтому ищите более дешевые иностранные ресурсы и получайте дешевые белорусские рубли, но только взамен на инвалюту», — пояснил П.Прокопович схему предоставления рублевой ликвидности отечественным банкам. Кроме того, он констатировал, что удорожание ресурсов Нацбанка и последующий рост ставок на межбанковском рынке будут стимулировать банки к более активному привлечению средств населения, доля которых в их ресурсах снизилась до 18%. При этом П.Прокопович утверждает, что банки повышение стоимости ликвидности восприняли нормально — нет проблем с кредитами и неплатежами. С учетом растущей конкуренции на финансовом рынке удорожание ресурсов Нацбанка не приведет к росту процентных ставок для экономики, так как ставка рефинансирования в течение года будет снижаться до запланированных 8–10%. По данным главного банка страны, средства на корсчетах коммерческих банков 28.01.2011 г. достигли 3,171 трлн. Br.

На вопрос журналистов, не помешают ли выполнить поставленные задачи предлагаемые экономические санкции Евросоюза в отношении Беларуси, П.Прокопович заявил, что введение экономических санкций в XXI веке это по меньшей мере дикость, т.к. в условиях глобальной экономики они не могут дать результата. По его мнению, в случае введения таких санкций со стороны ЕС это временно осложнит ситуацию в экономике Беларуси, но не окажет на нее глобального негативного влияния, ибо «мы встречались с таким вопросом и находили новые рынки».

При этом санкции негативно скажутся и на экономике ЕС. Ежегодно, по словам главы Нацбанка, с Евросоюзом торговый оборот — порядка 15 млрд. USD, и в случае введения экономических санкций он лишится белорусского рынка для поставок своего технологического оборудования, объем которого в прошлом году достиг 8 млрд. USD. Беларусь же может купить оборудование в других странах, например, в Китае. А в течение ближайших пяти лет белорусский рынок технологического оборудования составит не менее 100 млрд. USD.

Заметим, что, по данным Евростата, объем экспорта стран ЕС в 2009 г. составлял 1 097 млрд. EUR, а импорта — 1 200 млрд. Таким образом, доля Беларуси здесь составляла соответственно 0,46% и 0,58% (для сравнения: доля России — 6% и 9,6%), причем в 2009 г. по сравнению с предыдущим объемы экспорта и импорта со странами ЕС упали на треть. По итогам 11 месяцев прошлого года наши поставки в Евросоюз снова сократились — на 21,5% к январю–декабрю 2010 г., а импорт из этих стран увеличился на 14,2%. Таким образом, без всяких санкций суммарный товарооборот сократился на 6,8%. Однако доля 27 стран ЕС в белорусском экспорте составила 29,2%, а в импорте — 21,2%. Так что баланс взаимных интересов очевиден.

П.Прокопович не видит сигналов о снижении заинтересованности европейских банков в кредитовании белорусской экономики в связи с ожидаемыми санкциями, т.к. сегодня каждый банк думает о сохранении своих клиентов. «Мы в любой ситуации привлечем необходимые ресурсы. Сейчас Китай стал одним из главных инвесторов в экономику Беларуси, Россия остается тоже основным инвестором», — резюмировал глава Нацбанка. Тем не менее он признал, что стратегических инвесторов для покупки акций «Паритетбанка» и «Белинвестбанка» пока не нашлось. Впрочем, по словам П.Прокоповича, «у нас не стоит задача просто продать какой-то банк». Сделка состоится, если найдется желающий не только купить пакет акций, но и вложить в развитие банка несколько миллиардов долларов. Пока же сам Нацбанк пытается избавиться от своих непрофильных активов, надеясь продать часть из присоединенных к нему сельхозпредприятий, в которые были вложены немалые деньги. Однако П.Прокопович заверил журналистов, что эти инвестиции окупятся.

Комментируя недавнее ограничение валютных операций по авансированию импорта, он отметил, что это обусловлено необоснованной предоплатой в валюте за 3, 6 или 12 месяцев до получения товаров. «Это ненормально в условиях, когда у нас недостаточно валюты, — пояснил П.Прокопович. — И другие, того же типа решения могут быть приняты, если мы увидим необходимость экономическими методами стимулировать предприятия заниматься больше экспортом и максимально уменьшать импорт там, где это может быть реально сделано». Для этого предприятия должны привлекать иностранные кредитные линии или использовать другие финансовые инструменты.

При этом Нацбанк не планирует вводить никаких ограничений на покупку валюты населением. Более того, сегодня коммерческие банки готовы продавать на внутреннем рынке юани, привлеченные в рамках сделки СВОП с центробанком Китая.

П.Прокопович выступает за введение единой валюты в рамках ЕЭП Беларуси, России и Казахстана. При этом он подчеркнул, что речь идет именно о введении единой валюты, отличающейся от национальных валют стран — участниц ЕЭП. «Казахстан уже предложил свою схему, и мы предложим свою. Это будет единая валюта в рамках ЕЭП, и все страны будут иметь равные возможности по ее использованию», — сказал глава Нацбанка. Уточнять особенности этих схем и место нахождения эмиссионных центров П.Прокопович не стал, отметив лишь, что единая валюта ЕЭП — дело отдаленной перспективы.

Пока же новым направлением работы в этом году станет распространение сотрудничества частного сектора и государства и на всю банковскую систему. Частные банки получат равные с государственными возможности по доступу к реализации госпрограмм, сказал П.Прокопович. При этом государство возьмет на себя обязательства по компенсации потерь банков в объеме, как правило, ставки рефинансирования. Это позволит негосударственным банкам в условиях конкуренции участвовать в борьбе за государственные программы. По словам главы Нацбанка, уже в ближайшее время будет принято несколько указов, и частные банки приступят к реализации госпрограмм.

Банки также нацеливаются на максимально полное удовлетворение потребностей малого и среднего бизнеса в финансировании. При этом они должны оказывать субъектам среднего и малого предпринимательства консультационную поддержку, например, в разработке бизнес-планов и поиске клиентов, в т.ч. для экспорта.

Николай ЗЕНЬКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях