Санитарно-гигиеническое заключение
Юридическое лицо – резидент намерено осуществлять розничную торговлю товарами, требующими получения санитарно-гигиенического заключения.
Какова ответственность за его отсутствие и за несоответствие товара требованиям санитарно-гигиенического заключения, выявленное в процессе испытаний образцов?
Отсутствие санитарно-гигиенического заключения на продаваемый товар влечет:
1) ответственность по ст. 16.8 КоАП в виде штрафа в размере до 30 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – до 200 БВ, на юридическое лицо – до 500 БВ;
2) приостановление деятельности проверяемого субъекта на основании п. 74 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом Президента от 6.10.2009 № 510;
3) изъятие продукции, влекущее возврат производителю или поставщику либо утилизацию, уничтожение продукции, изъятой из обращения, с предоставлением подтверждающих документов, в соответствии с постановлением Минздрава от 16.07.2012 № 98 (далее – постановление № 98).
Говоря о правовых рисках, отметим, что согласно п. 4 Инструкции о порядке изъятия из обращения продукции при установлении ее несоответствия требованиям законодательства РБ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утв. постановлением № 98 (далее – Инструкция № 98), продукция, находящаяся в обращении, при установлении ее несоответствия требованиям законодательства РБ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в т.ч. по результатам лабораторных исследований, при отсутствии маркировки или имеющая маркировку, не соответствующую установленным законодательством РБ требованиям, а также имеющая нарушенную целостность упаковки, истекший срок годности (хранения), с явными признаками порчи, при наличии достоверных данных об отсутствии документов, удостоверяющих ее качество и безопасность, подлежит изъятию из обращения. Изъятие продукции осуществляется на основании предписания об изъятии из обращения продукции, вынесенного Главным государственным санитарным врачом РБ, главным государственным санитарным врачом Управления делами Президента, главными государственными санитарными врачами областей, городов, районов, районов в городах – на их территории или их уполномоченными заместителями. Предписание должно содержать сведения, необходимые для идентификации продукции, подлежащей изъятию из обращения.
Согласно ст. 1 Закона от 7.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обращение продукции – это разработка, производство, реализация, хранение, транспортировка, использование, уничтожение, ввоз на территорию Беларуси и вывоз с ее территории продукции.
Таким образом, на стадии проведения испытаний ответственность отсутствует. Но если заключение будет отрицательным, реализовывать товар, не прошедший испытаний, запрещено.
Кроме того, существует риск, что на основании Инструкции № 98 изъятие продукции может быть применено как на стадии реализации продукции, так и на стадии испытаний в случае выявления продукции, не соответствующей требованиям законодательства.