$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Санаторная революция продолжается

18.05.2007

В Беларуси предпринята очередная попытка реформирования санаторно-курортной отрасли. Нынешняя концепция развития санаторного комплекса республики, принятая правительством в конце прошлого года (постановление от 4.11.2006 № 1478), заметно отличается от своей предшественницы и предусматривает кардинальные изменения в его работе.

Как заметил в беседе с «ЭГ» заместитель директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Геннадий Болбатовский, можно сказать, что во второй половине прошлого года в отрасли была осуществлена революция. Принят новый план развития отрасли, разработана нормативная база. Так, в первой половине текущего года планируется провести аттестацию, помимо санаториев, еще и всех оздоровительных организаций, а в будущем году ввести обязательную сертификацию санаторных услуг. Кроме того, намечено разработать стандарты деятельности санаторно-курортных и оздоровительных организаций с участием всех заинтересованных органов госуправления — Минтруда и соцзащиты, Минторговли, Минспорта, Управделами Президента и ФПБ.

Прежняя санаторная концепция была отменена (действовала только год — с весны 2005 г.) и, по словам Болбатовского, могла поставить крест на санаторно-курортном лечении в Беларуси. «Урезать все, что можно, не открывая при этом перспектив», — так в двух словах охарактеризовала ее начальник управления по обеспечению взаимодействия и организации оздоровления и санаторно-курортного лечения населения центра по оздоровлению Светлана Фурс. Она была направлена лишь на упорядочение сети санаториев «под востребованность населением». Что, впрочем, и было сделано. Здравницы, не соответствующие новым предъявленным им требованиям по материально-техническому оснащению, профилю, наличию природных лечебных ресурсов, перешли в разряд оздоровительных либо вовсе прекратили свое существование. В результате аттестации, проведенной прошлым летом, из 173 существовавших в ту пору в Беларуси санаторно-курортных организаций, свой статус подтвердила 101.

Новая концепция (утв. постановлением Совмина от 4.11.2006 № 1478) нацелена на создание в стране «высокоэффективной, жизнеспособной и конкурентоспособной системы санаторно-курортной помощи» и ставит совершенно иные задачи, говорят ее разработчики. Правительство утвердило план мероприятий по ее реализации (постановление от 28.02.2007 № 258). Среди основных — совершенствование госрегулирования в этой сфере, внедрение рыночных механизмов в деятельность санаториев. «Ведь чтобы система могла развиваться, а санатории укреплять свою материально-техническую и лечебную базы, необходим приток денежных средств, которые они должны научиться зарабатывать сами», — отметила С.Фурс.

Напомним, с целью сокращения бюджетного дотирования отрасли был принят Указ от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения». Он упорядочил льготы на оздоровление в белорусских здравницах и установил размеры платы за путевку в зависимости от доходов граждан. «В конце концов, когда-то человек уже сам должен начинать думать о своем здоровье, а не перекладывать все эти заботы на плечи государства», — считают в центре по оздоровлению. Право на бесплатное лечение сохранили лишь некоторые категории населения.

Переход санаториев на самофинансирование предполагают обе концепции. Центр по оздоровлению намерен ежегодно уменьшать закупки путевок у отечественных санаториев за бюджетные деньги. Определенные сдвиги в этом плане уже есть. Если еще в 2005 г. центр загружал санатории на 80%, то в текущем году поставил перед собой задачу снизить этот показатель до 44%. При этом намечено увеличить удельный вес продаж путевок гражданам и предприятиям до 48%, иностранцам до 8%. Это весьма неплохо, с учетом, что в предыдущие годы физическим и юрлицам у нас продавалось от силы 10-15%, иностранцам — 0,2%. Следует также добавить, что в 2008 г. запланирован переход на самоокупаемость и тех санаториев, которые все еще финансируются из госбюджета. Это санатории МВД и Комитета госбезопасности, Лепельский военный санаторий. Стопроцентный переход белорусских здравниц на самоокупаемость будет возможен только после отказа от всех государственных льгот. Однако к этому мы пока еще не пришли, говорят чиновники.

Документом запланировано регулярное проведение государственной аттестации санаториев. Но уже по новым критериям. Они были определены постановлением Совмина от 1.11.2006 № 1450. Если ранее по результатам аттестации санаторным организациям присваивалась только та или иная категория, то сейчас оценивается вообще соответствие их этому статусу.

Большое внимание будет уделяться внедрению в практику работы здравниц дополнительных услуг: прокат, строительство кафе, парикмахерских и т. д., а также их рекламной деятельности и «обеспечению взаимодействия с туристическими компаниями по вопросам реализации путевок на территории Беларуси и за ее пределами».

По планам правительства, деятельность санаториев должна будет сопровождаться и подкрепляться организационно-методическими и научными разработками. Для этого предполагается создать научно-исследовательский институт курортологии, аналогичный существующим в России и Украине. Это позволит разносторонне изучать проблемы отрасли, находить пути их решения. Кроме того, в республике намечено создавать производства по переработке природных лечебных ресурсов (минеральная вода, грязи) для реализации на внешнем и внутреннем рынках. Разрабатывается проект закона о курортных и лечебно-оздоровительных местностях.

В новый план развития отечественного курортного комплекса входит и увеличение экспорта санаторно-курортных услуг, освоение новых рынков. Чтобы сделать нашу систему оздоровления населения конкурентоспособной на международном рынке, разработчики концепции считают необходимым развивать маркетинговые службы санаториев, проводить совместные маркетинговые исследования в области оказания санаторно-курортных услуг. Помимо этого, на будущий год запланировано открытие за рубежом представительств наших санаторно-курортных объединений.

Аналогов белорусской системы санаторно-курортного лечения и оздоровления нет на всем бывшем постсоветском пространстве, отмечают разработчики новой концепции. Действительно, параллельно с активным внедрением в эту сферу рыночных механизмов, она продолжает находиться под эгидой государства, а всю координацию в этой сфере осуществляет Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, подчиняющийся непосредственно Совмину.

Инесса ГЕРМАНЧУК