Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Маркетинг
21.03.2006 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Самый конкурентный рынок

Производство мебели - основа деревообрабатывающей промышленности Беларуси. Успешное развитие этой отрасли позволяет отечественной экономике увеличивать долю продукции с высокой добавленной стоимостью и тем самым повышать ее эффективность. Тем более что и сырье свое, местное. Какова ситуация на этом, перспективном, по оценкам многих экспертов, рынке? Наблюдениями с читателями "Экономической газеты" делятся специалисты консалтингового центра "БКЦ"...
Производство мебели - основа деревообрабатывающей промышленности Беларуси. Успешное развитие этой отрасли позволяет  отечественной экономике увеличивать долю продукции с высокой добавленной стоимостью и тем самым повышать ее эффективность. Тем более что и сырье свое, местное.  Какова ситуация на этом, перспективном, по оценкам многих экспертов, рынке? Наблюдениями с читателями "Экономической газеты" делятся специалисты консалтингового центра "БКЦ".

Растет количество и качество

Отечественное мебельное производство за последние 10 лет совершило невероятный скачок. Доказательство тому и рост спроса  на белорусскую мебель как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Причем именно средний и малый бизнес стали флагманом в производстве и поставке красивой, элегантной и качественной мебели. Может быть, из-за их активности для сегодняшнего мебельного рынка Беларуси характерно наличие конкурентной среды. И хотя для производителя это чревато снижением рентабельности и темпов роста продаж, для потребителя такая ситуация более выгодна.

В состоянии "полной боевой готовности" рынок держат также  и зарубежные конкуренты. Для внутреннего рынка характерно усиление индивидуального подхода к изготовлению мебели, т.е. работа по индивидуальным заказам, которая дает простор конструкторской и дизайнерской фантазии.  Возрастает потребность в качественных комплектующих,  особенно в импортных.

Всего в Беларуси работают более 500 производителей мебели. Большую их часть составляют мелкие фирмы, порой практически с кустарным производством. Крупнейшим игроком на этом рынке является концерн "Беллесбумпром", которому подчинены 50% мебельных предприятий республики. Производители, особенно мелкие, часто специализируются на определенной ассортиментной группе, жестко конкурируя друг с другом в пределах своей ниши. Крупные предприятия, входящие в концерн "Беллесбумпром", выпускают мебель в широком ассортименте.

Мебельщики  из числа индивидуальных предпринимателей, обладая небольшими и, следовательно, малозатратными и более гибкими производствами, предоставляют более выгодные условия, чем крупные производители, и быстро завоевывают рынок.

Более популярна дешевая и функциональная мебель

В Беларуси сегодня доминирует спрос на отечественную мебель. Объясняется это тем, что  она дешевле. Государство поддерживает отечественного производителя и устанавливает  высокие таможенные пошлины на импортную мебель.

Изучая структуру потребительского рынка мебели, представляется целесообразным сегментировать ее по критерию дохода, оказывающему наибольшее влияние на выбор потребителя (см. диаграмму). К высшей категории относится дорогая импортная мебель, к средней - хорошая отечественная, производимая частными компаниями и, наконец, к низшей- недорогая белорусская мебель, как крупных, так и мелких производителей.

Соответственно потребителей можно разграничить по классам: "эконом-класс", "средний класс" и "элит-класс". Для представителей "эконом-класса" при выборе мебели первичным является ее цена, качество при этом остается второстепенным фактором. Представители среднего класса уже обращают внимание на соотношение цены и качества при покупке мебели, а также на дизайн, надежность и ее долговечность. Потребители элитной мебели претендуют на эксклюзивность, оригинальность и высокое качество продукции. При этом часто функциональные свойства мебели и даже ее цена для них имеют второстепенное значение.

По мнению экспертов, белорусский мебельный рынок можно назвать и консервативным и развивающимся одновременно. Определение "консервативный" больше подходит к сегменту дешевой мебели. Как правило, потребители этого уровня покупают самое необходимое в быту  - кухню, тахту, спальню. Спектр мебельных покупок потребителей среднего уровня более широк. К числу самого необходимого у них относится еще и мягкая мебель, встроенные шкафы-купе, горки. При этом белорусский представитель среднего класса уже не будет покупать мебель на вещевом рынке, но еще не заинтересован в покупке итальянских или немецких изделий. Хотя в основном на рынке импортной мебели представлена мебель класса "комфорт", которая по западным критериям ориентирована именно на средний класс. В общем, наш средний класс - это не их средний класс.

Рынок захватили итальянцы

Несмотря на то что первыми из иностранных компаний на мебельный рынок Беларуси пришли немецкие фирмы, сегодня основная доля рынка импортной мебели принадлежит итальянцам (60%). За последнее время выросла доля российской мебели (до 20%), немецкая и финская занимают примерно по 10% рынка. Среди присутствующих торговых марок итальянской мебели сложно выделить наиболее ходовые на белорусском рынке - каждый салон работает с десятками мебельных фабрик Италии. Но практически все мебельные салоны столицы, которых около 20 ("Акварио", "Веста", "Tina Vlati", "12 стульев", "GIO" и др.),  предлагают только итальянскую мебель, рассчитанную на покупателя с доходами выше среднего. Этот покупатель, как правило, имеет либо большую квартиру, либо собственный дом и потому уже покупает мебель не самостоятельно, а пользуется услугами дизайнера. Он предпочитает дорогую кожаную мебель из натурального дерева тканевым диванам и креслам из ДСП. Диван покупается исключительно для того, чтобы сидеть, а не спать на нем или использовать в качестве спального места для гостей. В доме этого человека есть спальня и комната для гостей. Как правило, модельный ряд диванов класса "комфорт" практически не имеет раскладного дивана. Спальня класса "комфорт" может стоить от 1,5 тыс. USD до 3тыс. USD, класса "эксклюзив" или высшего уровня - от 3 тыс. USD и выше. У нас продаются спальни за 120 тыс. USD, кухни за 28 тыс. USD, шкафы за 80 тыс. USD и стулья за 2800 USD. Спрос на эту мебель остается стабильным.

В связи с изменением конъюнктуры мирового мебельного рынка (теперь мебель из натурального дерева повсеместно считается последним "писком") белорусские мебельщики оказались в числе фаворитов будущего сезона. Как известно, мебель из массива всегда была визитной карточкой белорусских производителей. Именно поэтому после демонстрации на мебельных выставках комплектов из традиционной сосны, выполненных в современном дизайне с использованием технологий крашения и вощения, они теперь в фаворе.

Мебель для офиса все больше отечественная

Растет, но остается консервативным рынок офисной мебели. Средний заказчик тяготеет к тому, что уже где-то видел или к чему привык. Если говорить о цветовых решениях, то большинство белорусских потребителей предпочитают древесные тона и классические формы. Среднестатистический потребитель не слишком открыт для новшеств. В этом контексте стремление клиентов выглядеть представительно - большое достижение данной отрасли. В настоящее время данная рыночная ниша заполнена в основном мелкими и средними производителями мебели частной формы собственности. Начав почти с нуля, к настоящему времени отечественные производители офисной мебели практически полностью вытеснили импорт, предложив аналогичное качество при заметно более низкой цене.

Факторы спроса и предложения

На спрос и предложение на мебельном рынке сегодня влияют: сложившаяся конъюнктура мирового рынка; общий уровень технологии производства аналогичной продукции в мире и в республике; уровень доходов потребителей; потребительские привычки, обычаи; государственные общеэкономические и отраслевые программы; государственное таможенное регулирование в Беларуси и в странах - импортерах белорусской мебели.

Сейчас отечественным производителям как никогда нужна грамотная маркетинговая политика и кооперация. Кстати, по этому пути уже несколько лет успешно идут российские предприятия. К примеру, там давно никто не работает на склад, а только под конкретного заказчика. Естественно, для этого нужны глубокие маркетинговые исследования предпочтений рынка, гибкие предложения по поставкам, быстрое реагирование на изменение спроса и, конечно, конкурентная цена. 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by