Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Интеграция
11.02.2003 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

САМОЕ СЛАБОЕ ЗВЕНО

На сайт www.nеg.bу пришел вопрос: Введение в 2003г. в некоторых областях Беларуси налога с продаж на импортные товары в размере 15%, в то время как на белорусские - всего 5%, фактически заменяет заградительные импортные пошлины на российские продукты...

На сайт www.nеg.bу пришел вопрос:

Введение в 2003г. в некоторых областях Беларуси налога с продаж на импортные товары в размере 15%, в то время как на белорусские - всего 5%, фактически заменяет заградительные импортные пошлины на российские продукты. Импорт этим не остановить. Но налог увеличивает стоимость потребления для людей. Ведь российские продукты покупают из-за их дешевизны и более высокого качества.

Не является ли это необъявленной торговой войной с Россией? Как сочетаются эти действия с разговорами об экономической интеграции?

Начнем с того, что в Беларуси налог с продаж - далеко не единственная мера, направленная на ограничение импорта. С той же целью постановлениями Совмина от 2002-06-28г. N 878 и от 2002-08-23г. N 1143 введены лицензии на ввоз пива с оплатой 2000 базовых величин за 10000 декалитров. Таким образом, литр импортного пива становится для потребителя дороже на 240 рублей. Кроме того, постановление N 1143 предусматривает в перспективе и маркировку ввозимого в Беларусь пива акцизными марками, что существенно ограничит возможности его реализации. Разовые лицензии предусмотрены постановлением Совмина от 2002-09-13г. N 1251 и на импорт мыла и маргарина - 30 базовых величин за тонну.

Легко обвинить власти республики в ущемлении интересов российских производителей и их белорусских партнеров. Ведь стоимость лицензий и налог с продаж, увеличивая цены на ввезенные из России товары, ухудшает их конкурентоспособность на нашем рынке.

Но чем вызваны подобные меры? Обратимся к цифрам. Товарооборот между нашими странами за 11 месяцев 2002г. достиг 8,85 млн. USD. Этот показатель (6,5% общего товарооборота РФ), вывел Беларусь на 2-е место среди торговых партнеров России (после Германии). Можно порадоваться столь высоким результатам. Но при этом российский экспорт в РБ вырос на 7,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 5,225 млн. USD, а импорт практически сохранился на уровне 2001г. - 3,625 млн USD. При этом в физическом объеме импорт из России увеличился на 8,9% при снижении средних цен на 1,7%. Наряду с традиционными энергоносителями и сырьем, выросли поставки пива, сигарет, обуви, молочных продуктов, которые еще недавно Беларусь сама вывозила на Восток.

Ответить встречной экспансией своих товаров мы уже не можем даже на тех направлениях, где ранее имели довольно сильные позиции. Причина - упущенное время.

Легкая и пищевая промышленность России сильно изменились за последние годы. Там занято огромное количество людей и крутится много денег. В то же время даже крупнейшие предприятия этих отраслей нельзя сравнить по величине с компаниями по нефтедобыче или металлургии.

Многие предприятия легкой промышленности перед распадом СССР успели получить целевые кредиты под 4%, на которые было закуплено импортное оборудование. Даже кризис 1998 года оказал на отрасль благотворное влияние: девальвация рубля привела к сокращению импорта, и в результате к 2002г. производство в российском легпроме выросло на 46,5% и вышло на уровень 1995г., что было самым высоким темпом роста в промышленности. Но, тем не менее, российские "легковики" обеспечивают лишь 25% потребности рынка. Остальное приходится на импорт, в основном на дешевый китайский и турецкий ширпотреб.

Судьба легкой промышленности складывалась относительно благополучно во многом благодаря приватизации. В 1994-1995гг. практически все предприятия отрасли приватизируются и государство по частям продает свои акции крупными (9 - 30%).пакетами. Тогда пришли иностранные инвесторы, которые принесли новые технологии и лицензии на выпуск продукции известных мировых марок. С 1995г. финансовые группы (например, МЕНАТЕП) начали активно вкладывать капитал в текстильную и пищевую промышленность. Из подпольных цехов и кооперативов выросли новые компании, такие как "Глория Джине" (джинсовая одежда), Тоm Кlаim (женская одежда), "Панинтер" (трикотаж). Сделав ставку на дешевую продукцию приемлемого качества, они уверенно удерживают оборот 60-100 млн. USD в год. Сегодня в России насчитывается около 1400 швейных предприятий, причем самую востребованную продукцию выпускают небольшие частные компании.

В российской легкой и пищевой промышленности нет таких сверхприбылей, как в добывающей, да и обороты поменьше. Соответственно нет и олигархов. Но зато туда пришли топ-менеджеры новой формации, умеющие работать в высококонкурентных условиях рынка. Многие создали свое производство не на базе бывших госпредприятий, а с нуля, грамотно продвигая продукцию с помощью умелых маркетинговых и управленческих приемов. По оценкам рейтинговых агентств, 11% лучших менеджеров России работают именно в этих отраслях.

Российская пищевая промышленность также сильно изменилась. За 10 лет в нее было вложено порядка 6 млрд USD. Только Соса-Соlа и РерsiСо, освоили в РФ более 1,3 млрд USD. На пищевую промышленность после кризиса 1998г. приходилось до 60% всех прямых иностранных инвестиций, поступающих в Россию. Прирост объемов в отрасли составляет 5-7% в год, а инвестиционный цикл проекта здесь в 1,5 раза короче, чем в любой другой отрасли промышленности.

Примеров можно привести много. В 1993г. скандинавская группа Ваltiс Веvеrаgеs Ноldings (ВВН) покупает 43,5% акций пивзавода "Балтика". Два года спустя ее доля выросла до 75%. ВВН установила на заводе новое оборудование, и "Балтика" быстро стала лидером пивного рынка России и СНГ. Отметим, что ВВН входит в еще более крупную корпорацию Sсоttish & Nеwсаstlе. Другие компании, например Intеrbrеw (Бельгия), также нашли место в отрасли.

Корпорации Nеstlе, Маrs, Саdburу, Неinz построили или купили фабрики в России. В результате шоколад зарубежных марок, заполонивший и белорусские прилавки, производится в Самаре, подмосковном Ступине или Чудове под Новгородом, детское питание - в Ставрополье и т.д.

Россия с помощью таможенных пошлин последовательно вынуждала иностранных производителей переходить от импорта продуктов к их производству внутри страны. Сразу после дефолта 1998г. все поставки импортного продовольствия прекратились. Ряд импортеров вообще были вынуждены уйти с рынка: большинство импортных товаров после кризиса подорожало в 4 раза и спрос на них резко упал. Однако продуктового дефицита удалось избежать. Российские производители в рекордные сроки увеличили производство и закрыли бреши на рынке. Например, если в 2001г. Москва закупала в регионах РФ только 17% мясных продуктов, в 2002г. - 29%, то в 2003г. половина мяса на столах москвичей будет российского производства.

Агрессивная рекламная и сбытовая политика оставляют конкурентам на российском рынке очень мало шансов на успех. Так, крупнейший английский производитель соков компания Dеl Моntе вынуждена была в 1999г. уйти с российского рынка, проиграв АО "Вимм-Биль-Данн".

Проблема дефицита продовольствия сменилась в России кризисом перепроизводства. Первой его жертвой стал табачный рынок России.

В 2001г. в России выпустили 374 млрд. сигарет, годом раньше - около 330 млрд. В прошлом году в России произведено 390 млрд. штук сигарет, что позволило нашим соседям разделить 3-е место по производству этой продукции с Японией (после США и Китая). Отметим, что 2/3 продаж сигарет в России контролируют транснациональные корпорации: Рhiliр Моrris - 24,2%, Jараn Тоbассо - 15,7%, Liggеtt-Duсаt - 13,6%, Вritish Аmеriсаn Тоbассо 13,26%. Эти ТНК давно получили контрольные пакеты акций российских фабрик. В Санкт-Петербурге, Москве, Краснодаре, Саратове выпускаются известные западные марки - Саmеl, Winstоn, Раll Маll, Rоthmаns. Помимо них и старых сортов появились новые - "Петр I", "Ява золотая", "Лиггерт-Дукат". Маrlbоrо для россиян теперь делают в поселке Горелово под Санкт-Петербургом. Только эта фабрика стоит 300 млн. USD.

Но сами россияне потребляют лишь около 300 млрд. сигарет в год. В 2003г. ожидается спад из-за снижения экспорта в страны СНГ - прежде всего в Беларусь и Украину. Но если в Украине западные фирмы наладили собственное производство известных мировых сортов, инвестировав в него немалые суммы, то белорусы намерены обойтись "самосадом".

Те же процессы идут на алкогольном рынке. В советские времена в России было около 200 ликероводочных заводов. Сейчас их более 600, причем средняя загрузка не превышает 30%. Виной тому - как неистребимые подпольные производители, так и акцизная политика. Борьба на этом рынке идет непрерывно. Успешно отбившись от нашествия дешевых горячительных напитков из стран СНГ с помощью акцизов, российские производители перешли в наступление сами. По данным Национальной алкогольной ассоциации, в 2002г. в России произведено почти 139 млн. декалитров водки и ликероводочных изделий, что на 6,93% больше, чем в 2001г. Их белорусским коллегам, задавленным убытками и отсутствием оборотных средств, найти место на восточном рынке сейчас практически нереально.

Пока наша экономика заботилась о насыщении товарных рынков России, россияне успели произвести структурную перестройку. И конкуренция сравнительно дешевых белорусских товаров только способствовала этому. Теперь же российские производители встали на ноги и способны не только обеспечивать внутреннего потребителя, но и захватывать внешние рынки. Корпоративные гильдии и союзы России успешно лоббируют интересы своих отраслей в органах власти. Так, Союз пивоваров, недовольный упомянутым постановлением N 1143, усиленно пробивает санкции против белорусских товаров. Ассоциация "Грандтабак", объединяющая крупнейших производителей и дистрибьюторов табачной продукции, готовит аналогичные предложения в ответ на правила ввоза сигарет в РБ через уполномоченные компании.

Есть причины для недовольства и у российских обувщиков, страдающих от "серого" импорта. Из реализуемых ежегодно 180 млн. пар обуви около 70 млн. были произведены на российских предприятиях, около 10 млн - ввезены в страну официальным путем, а остальное - нелегально. Российский союз кожевников давно требует от правительства РФ запретить вывоз кожи и пресечь теневой импорт обуви. Он уже добился введения в 2001г. экспортной пошлины на кожевенное сырье - 500 евро за тонну. Отметим, что в Беларуси до сих пор пошлины на вывоз шкур КРС - только 210 евро, а на выделанные кожи (коды ТН ВЭД 4104-4107) они вообще отсутствуют.

Что остается белорусам? Если 5 лет назад "в целях защиты потребительского рынка" Указ от 4.09.98г. N 15 ограничивал вывоз наших товаров, то сегодня отстоять былые места на рынках отечественные производители уже не в состоянии. Неуклюжие попытки властей удержать их от окончательного разорения с помощью дополнительных налогов и мер нетарифного регулирования - слабая замена прямых инвестиций, современных технологий и методов корпоративного управления, которые есть сегодня у россиян, но недосягаемы для белорусских предприятий, где реформа собственности так и не состоялась.

А как же все-таки интеграция? Пока нет реального равенства в бизнес-среде, разумного компромисса между объединением стран и экспансией их производителей на товарных рынках - такой вопрос лучше не задавать.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by