$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

САМОЕ ЛИШНЕЕ ЗВЕНО©

05.11.2013

Белорусские власти намерены вытеснить из импорта потребительских товаров посредников, заменив их государственными предприятиями оптовой торговли, которые будут работать напрямую с производителями.

Как заявил на прошлой неделе вице-премьер РБ Петр Прокопович, неправильно, что «один и тот же телевизор из Европы у нас стоит дороже, чем в Москве», а потому нет никаких оснований ни для такой цены, ни для поездки за ним за рубеж, если можно напрямую ввезти его из Европы. Чтобы улучшить эту логистику, П.Прокопович пообещал «пользоваться экономическими методами, анализировать ситуацию и настойчиво рекомендовать работать непосредственно с производителями». Чтобы не надеяться только на частный сектор, «который зачастую преследует свои определенные цели», всем оптовым организациям с долей государства, которые подчинены Минторгу, дано поручение «немедленно включиться в закупку импортных товаров напрямую с производителями по самым низким ценам, тем самым сделать конкуренцию остальным, частным, оптовикам и сбить цены на импортные товары». Это, по мнению вице-премьера, не только уменьшит стоимость товаров в Беларуси, но и создаст предпосылки для того, чтобы наши люди не ездили за ними в Польшу, Литву и т.д.

Справится ли госторговля со столь масштабной задачей? Доля иностранных посредников выросла даже на территории республики, не говоря уже о зарубежных: в 2005–2012 гг. доля субъектов государственной собственности сократилась в розничном товарообороте с 14,2% до 10,5%, в оптовом — с 12,7% до 8,8%, тогда как частной выросла с 83% до 83,3% и с 74,3% до 75,3% соответственно, а иностранной — с 2,1% до 6,1%. Между тем речь идет о весьма значимом сегменте: общий объем товарооборота в январе– сентябре 2013 г. составил 374,2 трлн. Br. При этом если в продовольственных ресурсах оптового звена удельный вес товаров отечественного производства составляет 32,2%, то оптовый рынок непродовольственных товаров республики обеспечивается преимущественно ввозом из других стран. Так, по данным Белстата, в январе–августе 2013 г. доля импорта в товарных ресурсах непродовольственных товаров составила 77,3%. Преобладание импорта в оптовом звене наблюдается, например, по радиоприемным устройствам (99%), косметике (91,2%), телевизорам (80,2%), велосипедам (78,5%), мылу (73,3%), обуви (70%), корсетным изделиям (68,2%), лекарственным средствам, расфасованным для розничной продажи (67,4%). Собственно, причины такого положения очевидны: низкое качество и высокие цены отечественной продукции, быстрый рост зарплат, относительная стабильность рубля, желание населения покупать по возможности разнообразные и качественные вещи.

Трудно предположить, что наши чиновники не знают, что в современном мире прямые закупки у производителей встречаются нечасто. Общепринятой для ТНК давно стала система торговли через региональных дилеров и дистрибьюторов (сами же белорусские власти не первый год уделяют особое внимание развитию товаропроводящих сетей отечественных производителей), а для малого и среднего бизнеса — через оптовиков. Но теории и мировой опыт — это одно, а стремление бюрократии контролировать все товарные и финансовые потоки — совсем другое.

Вероятно, такой поворот немало удивит МВФ и всех тех, кто призывает белорусское правительство к снижению вмешательства государства в экономику. Интересно, что еще недавно власти беззаветно боролись с потребительским импортом в целом, придумывали разнообразные способы его сокращения, принимали программы импортозамещения. Но не слишком в этом преуспели: импорт потребительских товаров по итогам 8 месяцев т.г. вырос по сравнению с январем–августом 2012 г. более чем на 1 млрд. USD, т.е. на 29,2%, а его доля в общем объем импорта увеличилась с 11,6% до 16,5%. Давно известно, что если что-то нельзя победить, его нужно возглавить. Импорт потребительских товаров — огромный бизнес (более 3,6 млрд. USD за 8 месяцев т.г.), который наше государство теперь стремится прибрать к рукам, как и любые другие высокодоходные сегменты. Правда, частники работают за свой счет и риск, налаживая связи, изыскивая ресурсы, изучая спрос, добиваясь скидок за объем и отсрочек платежей. Вытеснив частных посредников, государственным оптовикам потребуется сделать все то же самое — только с куда большими издержками (что вообще свойственно госсектору) и скорее всего — за счет бюджета, т.е. налогоплательщиков. При этом госторговле, как и сегодня частникам, придется столкнуться с барьерами, которые в значительной мере и ведут к дороговизне импорта. Это и сложности с валютным кредитованием (если, конечно, для новой стратегической задачи не будут выделяться льготные кредиты и субсидии из бюджета), налоги и пошлины, корректировка таможенной стоимости, нехватка специалистов по внешней торговле — разве что привлечь чиновников, сокращенных по Указу № 168, в надежде, что они за одну зарплату продемонстрируют больше предприимчивости в предложении населению разнообразного ассортимента по самым выгодным ценам.

Роман КУНИЦКИЙ