$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

САМОБЫТНАЯ СТРАТЕГИЯ НЕФТЯНОГО ЭКСПОРТА©

27.04.2012

Белорусский нефтяной торговый дом (БНТД) в марте внедрил обновленную версию системы электронных торгов нефтепродуктами. Отныне участники торгов не видят победителя, что должно исключить возможность сговора, и вынуждены ориентироваться на заранее обозначенные продавцом индикативные цены. Однако эти новшества вызвали недовольство трейдеров. Они полагают, что теперь утрачена прозрачность продаж, а индикативные цены на нефтепродукты — не объективны. Эти темы оказались в центре внимания круглого стола на конференции «Нефтепереработка и экспорт нефтепродуктов Республики Беларусь», организованной Confidence Capital.

По мнению директора по развитию бизнеса в странах СНГ Argus Media Вячеслава Мищенко, складывается неоднозначная ситуация. На белорусской торговой площадке цена на бензин формируется с привязкой к одной, не рыночной котировке. Однако трейдеры вынуждены ее принимать и нести ценовые риски, продавая продукты, ориентируясь на эталон eurobob. Это создает базовый риск в работе.

Еще резче высказался директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. «Новые правила подрывают доверие к инструменту Единой торговой площадки (ЕТП). Наверное, можно понять продавца, который хочет зарабатывать больше. Непоследовательность и необъективность в установлении цен рано или поздно выйдет на поверхность. Уже сейчас Белорусская нефтяная компания (БНК) в Украине сталкивается с вопросом: «почем продавать и не сделать ли нам здесь какую-то биржу?». Но зачем новая биржа, когда она давно есть. С другой стороны, непонятно, зачем проводить торги, если цена назначена заранее? Какой же это аукцион, недоумевают трейдеры.

Но руководство БНТД считает, что аукцион может быть именно таким — 100-процентная реализация на нем не гарантируется. По словам начальника отдела организации продаж на ЕТП Белорусского нефтяного торгового дома Василия Капыльского, изменения в системе электронных торгов связаны с новой концепцией реализации экспортных продуктов. Стратегия, согласованная в концерне, предусматривает одноканальную систему реализации, которая должна быть максимально приближена к рынкам потребителей. Через нее будут проходить основные объемы нефтепродуктов. Этим объясняются и введенные ограничения на поставки в отдельные страны.

Нефтепродукты выставляются на продажу на условиях и по ценам, сформированным продавцом. В частности, бензин Аи-92 не может поставляться в Украину другими трейдерами, кроме БНК, а ценовая формула к нему предполагает скидку от 18 до 22 USD/т к базовой цене. Если эти условия не принимаются, то партия нефтепродуктов будет перенаправляться на другой рынок.

Помимо одноканальной реализации через дочерние компании, БНК продолжает участвовать в торгах на единой электронной площадке. Как пояснил заместитель начальника отдела маркетинга ЗАО «БНК» Дмитрий Юдин, все объемы выставляются на единой электронной площадке для индикации. Если партию приобретает конечный потребитель или трейдерская компания, то договор заключается с оператором БНК-Украина. На выставляемое на ЕТП дизтопливо нет региональных ограничений, но указывается индикативная цена, по которой оно реализуется на украинском рынке.

БНК установила практически одинаковые цены на бензины Аи-92 и А-95, предлагаемые на электронной площадке, т.к. считает, что при наличии долгосрочных контрактов не стоит опускаться ниже заданного уровня. Пробные партии автобензина А-95 направлены в Украину, причем выделенные на апрель объемы уже проданы.

БНК-Украина не исключает возможности приобретения нефтепродуктов у давальцев, работающих с белорусскими НПЗ, и сейчас активно над этим работает.

По словам Д.Юдина, на сегодня доля продаж БНК через собственную товаропроводящую сеть выросла до 52%. При этом в прошлом году 25–30% экспортных поставок идет по долгосрочным контрактам, а более 9 млн. т — спотовые сделки. Через ЕТП по прямым контрактам с дочерними компаниями и конечными потребителями реализовано 2,7 млн. т нефтепродуктов. Европейским покупателям через БНК (UK) ежемесячно поставляется 300–400 тыс. т нефтепродуктов.

В 2011 г. БНК-Украина реализовала более 800 тыс. т нефтепродуктов на украинском рынке, что в 4 раза больше, чем в 2010-м. Подразделение сотрудничает с владельцами крупнейших заправочных сетей («ТНК-ВР-коммерс», «Континиум», «Приват», «Альянс», «Лукойл-Украина»), которым принадлежит около 3 тыс. АЗС и которые контролируют более 50% розничного рынка моторного топлива. Осваиваются также рынки Молдовы и Румынии. Здесь арендуются нефтебазы, идет мелкая и средняя оптовая продажа нефтепродуктов, рассматривается возможность аренды АЗС.

В Польше через дочернюю компанию БНК планирует поставить в т.г. около 120 тыс. т нефтепродуктов в рамках полученной концессии. Кроме того, компания собирается открыть «дочек» в Латвии, Эстонии и России. Будут ли они покупать нефтепродукты на ЕТП или на них будет распространяться внутренний трансфер, отличающийся от заявляемой на электронных торгах индикативной цены? Трейдеров весьма интересует этот вопрос. По их мнению, чтобы достичь максимальной эффективности, «дочки» БНК должны покупать нефтепродукты на ЕТП на общих основаниях, наравне со всеми доказывать свою состоятельность и эффективность. Иначе получается, что «дочки» дотируются на внешних рынках за счет роста внутренних цен. Но, судя по всему, дочерние компании БНК покупать нефтепродукты на единой электронной площадке не будут.

В 2011 г. ЗАО «БНК» реализовало 12,7 млн. т нефтепродуктов на 9,9 млрд. USD. Таким образом, в натуральном выражении объемы выросли в 1,5 раза, а в стоимостном — вдвое. В компании это объясняют увеличением собственной нефтепереработки белорусских НПЗ.