$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Сами ввозим и храним©

10.09.2013

Предприятия реального сектора экономики не спешат становиться клиентами логистических операторов, предпочитая совершенствовать логистику собственными силами. При этом почти половина компаний не имеет самостоятельных логистических подразделений, а соответствующие функции размыты между различными отделами. Что происходит в этой сфере — попыталась разобраться консалтинговая группа «Здесь и Сейчас».

В 2013–2015 гг. в Беларуси планируют ввести в эксплуатацию 40 логистических центров, что, как ожидается, значительно расширит предложение услуг по доставке и обработке грузов на рынке. Однако, как показали результаты опроса, проведенного в июле–августе т.г. КГ «Здесь и Сейчас» среди представителей различных отраслей, большинство белорусских предприятий (67%) не собираются пользоваться услугами логистических операторов. В настоящий момент логистику на аутсорсинг перевели лишь 6% респондентов.

Таким образом, теория о том, что передача доставки, склада и других логистических составляющих профессиональному оператору позволяет существенно сократить издержки, пока плохо приживается на белорусской земле. Это заставляет сомневаться в коммерческом успехе инвестпроектов по строительству транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в стране. Полноценно задействовать их для обработки грузов, следующих из Европы в Россию, пока не получается в силу сохранения в ЕЭП принципа резидентства при таможенном оформлении, тогда как спрос на логистические услуги на внутреннем рынке, с учетом результатов опроса, не дает значительных поводов для оптимизма.

Выступая в минувший четверг на профильном семинаре, директор «Здесь и Сейчас» Александр Паньков также выразил озабоченность кадровым обеспечением отрасли. По его оценке, до 2015 г. логистическим центрам понадобится 15–17 тыс. сотрудников, из которых 20% составят инженерно-технические работники (ИТР), 80% — рабочие различных квалификаций. Еще на 10–12 тыс. вырастут потребности в работниках со стороны крупных торговых центров, которые будут конкурировать с ТЛЦ за персонал.

Удовлетворить кадровые запросы в условиях растущего дефицита трудовых ресурсов в стране будет нелегко. При этом А.Паньков не особо верит в высвобождение в следующем году 130 тыс. избыточных работников на крупных промышленных предприятиях, как того ожидает Минэкономики, что могло бы обеспечить приток рабочей силы для ТЛЦ. И даже если эти трудовые ресурсы появятся на рынке, есть определенные сложности с переподготовкой людей.

Зато уже сегодня дефицит кадров в сфере логистики вызывает их хождение по кругу между работодателями в поисках более интересных предложений. При этом на каждом новом круге компании вынуждены повышать зарплаты работникам, что влечет удорожание логистических услуг и снижает конкурентоспособность ТЛЦ. По прогнозам «Здесь и Сейчас», в ближайшие 2,5 года зарплаты ИТР вырастут еще на 30–40%, рабочих — на 50–60%. Уже сегодня дороговизна трудовых ресурсов и их недостаточная подготовка вынудила некоторые логистические компании нанимать специалистов в Литве, Польше и других странах. Однако пока непонятно, позволит ли это решить проблему в долгосрочной перспективе.

На таком фоне большинство представителей реального сектора пробует самостоятельно улучшить свою логистику. По данным опроса, 51% компаний сформировали отделы логистики. Правда, консультанта «Здесь и Сейчас» Ирину Лысенкову тревожит то, что 43% опрошенных передали эти функции различным непрофильным отделам, а треть респондентов и вовсе не занимаются оценкой затрат на логистику. При этом в числе основных проблем, мешающих усовершенствованию логистики, названы дефицит квалифицированных руководителей и рабочих (на что обратили внимание 37% опрошенных), увеличение затрат на доставку товара (31%) и нестабильность в работе поставщиков (29%).

Впрочем, есть и хорошие новости. Опрос зафиксировал значительное увеличение числа компаний, которые планируют заниматься построением логистики в следующем году. В их числе, например, официальный дилер Группы ГАЗ в Беларуси ЗАО «Белгаззапчасти». Интерес к логистической теме коммерческий директор фирмы Дмитрий Кныш пояснил растущей конкуренцией на рынке, которая приводит к ценовой войне. Чтобы выжить, компаниям приходится снижать цены, а чтобы не потерять при этом в прибыли — оптимизировать затраты.

Организаторы семинара рекомендуют компаниям прежде всего развивать компетенцию в данном вопросе, комплексно выстраивать логистику (не ограничиваясь работой склада и транспортной доставкой) и повышать полномочия руководителей логистических отделов до уровня топ-менеджеров предприятий.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях