Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Рейтинги
11.08.2006 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

САМАЯ СЛОЖНАЯ И ОБРЕМЕНИТЕЛЬНАЯ

Исключительно сложной и обременительной названа в совместном исследовании Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Бизнес-2006» белорусская налоговая система. Действующая у нас в стране практика налогообложения заняла 155-е место из 155возможных - именно такое число стран рассматривалось при составлении рейтинга.

Исключительно сложной и обременительной названа в совместном исследовании Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Бизнес-2006" белорусская налоговая система. Действующая у нас в стране практика налогообложения заняла 155-е место из 155возможных — именно такое число стран рассматривалось при составлении рейтинга.

Если работающее в Беларуси предприятие заплатит все налоги, то, как утверждают авторы анализа, их сумма превысит размер валовой прибыли, составив 121,8% от нее. При этом компании придется произвести в течение года 113 налоговых платежей трем различным организациям, потратив на это 1188 часов. Для сравнения: средние показатели в регионе — 45 платежей общей суммой около 50% от валовой прибыли, на которые уходит 435 часов.

Высокие налоги вынуждают предпринимателей уходить "в тень", что, как проницательно замечают эксперты ВБ, "не ведет к увеличению доходов государственного бюджета".

Высокие налоги и сложная система налогообложения, а также чрезмерно жесткое трудовое законодательство — общие проблемы для стран СНГ. В целом налицо закономерность: предприятия в бедных странах облагаются самыми высокими налогами.

Исследование ВБ и МФК освежает данные прошлогоднего доклада по пяти показателям комфорта работы предпринимателей: создание новой компании, условия найма и увольнения работников, получение кредита, принудительное исполнение договора и ликвидация предприятия. В нынешний отчет были добавлены два новых показателя: регистрация прав на недвижимое имущество и защита инвесторов.

Страны расположились в списке по убыванию обобщенного индекса качества регулирования бизнес-среды. Позиция Беларуси — 106-я.

Таким образом, мы вошли в число стран с наименее благоприятными условиями для ведения бизнеса: находимся позади Литвы (15), Латвии (26), Польши (54), России (79). Хуже только Украина — она 124-я. Гордость, правда, весьма сомнительная, если учесть, что последнее время украинская экономика из-за политических страстей находится на периферии внимания своего государства.

По мнению экспертов Всемирного банка, помимо налогов столь незавидное положение белорусского бизнеса обусловлено также жесткими условиями для открытия в стране новой компании и длительностью процедур регистрации собственности. Осложняет ситуацию и отсутствие доступа к кредитным историям заемщиков, низкий уровень корпоративного управления.

Согласно данным ВБ и МФК, для того чтобы зарегистрировать новую компанию в нашей стране, необходимо пройти 16 процедур, что займет 79 дней и обойдется почти в два раза дороже, чем в среднем в странах СНГ. Больше всего процедур (19) необходимо для начала бизнеса в Чаде, а наиболее длителен процесс регистрации на Гаити — 203 дня.


Для сравнения: в Австралии для открытия предприятия потребуется всего 2 дня, за которые выполняются всего 2 процедуры. У наших соседей — Польши, России и Украины — регистрация компании занимает соответственно 31, 33 и 34 дня.

По данным отчета, для начала работы компании в странах Европы и Средней Азии необходимо выполнить примерно 10 процедур, потратить на это около 42 дней и заплатить сумму, равную 15% дохода на душу населения. Стоимость процедур для начала бизнеса в Беларуси составляет 22,9% от среднедушевого ВВП. Дороже в регионе она только в Албании (31,1%), Боснии и Герцеговине (40,9%). В Литве этот показатель составляет 3,3%, России — 5%, Украине — 10,6%.

Любопытства ради отметим, что в Уганде этот показатель равен 117,8% от ВВП на душу населения, Того — 218,3%, Йемене — 240,2%, Нигере — 465,4%, Демократической республике Конго — все 503,3%. В то же время в Армении — 6,1%, Австралии — 1,9%, Канаде — 0,9%, Финляндии и Франции — 1,2%, Германии — 4,7%, Китае — 3,4%, Польше — 22,2%. А вот с желающего открыть дело в Дании не возьмут ничего.

Зато получение лицензии в Беларуси стоит меньше, чем, например, в России, Украине или Молдове, правда, занимает больше времени.

Эксперты отмечают некоторые улучшения, произошедшие за год в Беларуси по части регулирования бизнес-процессов. В частности, снизилась стоимость регистрации собственности — до 0,1% от стоимости самой собственности, и по этому показателю мы занимаем 4-юпозицию среди стран, участвовавших в исследовании.

Уменьшились у нас также затраты, связанные с закрытием бизнеса. А доля возврата средств кредиторов при банкротстве должника возросла с 11% до 21,6%, т. е. с 11до 21,6цента с одного вложенного доллара. В государствах-лидерах рейтинга, кстати, обанкротившиеся предприятия возвращают кредиторам около 73% вложенных средств.

Кроме того, по мнению ВБ и МФК, за последнее время в Беларуси улучшились условия найма. Среди стран бывшего СССР по индексу условий найма Беларусь вышла на 2-е место после Казахстана.

Но вот присвоенный нашей стране индекс защиты инвестиций оказался очень низким.

Несмотря на прилагаемые усилия по привлечению прямых иностранных инвестиций нас обгоняют все страны с переходной экономикой. Серьезной помехой на пути иностранного капитала остаются такие факторы, как возможность введения "золотой акции", чрезмерная закомплексованность чиновников в принятии решений, возможность пересмотра итогов сделок и прочее. Все это отпугивает инвестора наряду с нестабильными условиями работы — постоянно меняющимся законодательством, нечеткими формулировками законов и норм, проблемами, связанными с получением лицензий, отношениями с таможней.

Напомним также, что Беларусь до сих пор не имеет кредитного рейтинга.

Устранение этих помех является более существенным стимулом для инвестиций, чем различные преференции, от которых страна постепенно начинает отказываться. Так, с 1 января 2005 г. в Беларуси отменена льгота на налог на прибыль для вновь созданных предприятий с иностранными инвестициями. А недавно Президент подписал закон о внесении изменений и дополнений в Инвестиционный кодекс, отменяющих гарантию неизменности законодательства для иностранных инвесторов в течение 5 лет с момента регистрации предприятия.

Помимо этого закон предлагает новую формулировку понятия компенсации национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и предусматривает исключение статьи 94 Инвестиционного кодекса, которая предоставляла иностранным инвесторам право самостоятельно устанавливать цены на продукцию (услуги) собственного производства и порядок ее реализации, а также самостоятельно выбирать поставщиков товаров.

В России, кстати, для иностранных компаний льгот по налогу на прибыль нет, однако и она на фоне Беларуси смотрится предпочтительнее. Авторы доклада констатируют, что Россия проводит реформы быстрее, чем Индия, Бразилия и Китай.

Отсюда мораль: не столько льготы, сколько общие цивилизованные условия для ведения частного бизнеса могут привлекать в страну инвестиции. Это создание незыблемых институтов частной собственности, справедливой конкуренции, стабильных правил игры.

Список стран, обеспечивающих частному бизнесу благоприятный климат, возглавляет Новая Зеландия, затем следуют Сингапур, США, Канада, Норвегия, Австралия, Гонконг/Китай, Дания, Великобритания, Япония, Ирландия, Исландия, Финляндия, Швеция, Литва, Эстония, Швейцария, Бельгия, Германия, Таиланд, Малайзия, Пуэрто-Рико, Маврикий, Голландия, Чили, Латвия, Корея, Южная Африка, Израиль, Испания.

Страны с наиболее благоприятной средой регулируют предпринимательскую деятельность, однако делают это менее дорогостоящими и обременительными методами. Как отмечают эксперты, они сумели выработать "простые нормы регулирования, которые в то же время позволяют компаниям быть продуктивными". Правительства фокусируют там свое внимание на тех областях, где вмешательство государства способно дать ощутимый результат: защита прав собственности и предоставление социальных услуг. За свои налоги предприятия получают прекрасный сервис и услуги от государства. Неслучайно только 8% экономики в этих странах находится в теневом секторе.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений