Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Инновации
04.05.2004 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

САLS-технологии — перспектива Беларуси

ПО "БелАЗ", несмотря на то что внедряет международные стандарты ISО, упустило заказ из Вьетнама на сумму 250 млн. USD, потому что вьетнамская сторона потребовала автомобили, изготовленные по САLS-технологиям, которые Беларусь еще не освоила...

ПО "БелАЗ", несмотря на то что внедряет международные стандарты ISО, упустило заказ из Вьетнама на сумму 250 млн. USD, потому что вьетнамская сторона потребовала автомобили, изготовленные по САLS-технологиям, которые Беларусь еще не освоила. Этот пример говорит о том, что нашей стране пора задуматься над программой вхождения в САLS-сообщество (такая государственная программа уже принята в России).

САLS-технологии являются инструментом повышения эффективности производства и конкурентоспособности изделий. Они позволяют перейти от бумажного документооборота к электронному и внедрить новые методы разработки изделия. При этом на каждом этапе жизненного цикла изделия любой участник конструкторских, технологических, производственных и т.д. процессов может получать необходимую информацию вовремя, в нужном виде и степени детализации. Эти технологии позволяют ускорить процессы исследования и разработки продукции, сократить издержки на всех этапах жизненного цикла изделия, повысить уровень сервиса при эксплуатации и техническом обслуживании.

Они активно применяются, прежде всего при разработке и производстве сложной наукоемкой продукции, которая потребовала создания глобального экономического пространства со своими правилами игры. Язык общения на нем -- мировые стандарты серии ISО и мировые цены, средство общения -- мировые коммуникационные сети (Интернет).

В САLS-сообществе товаропроизводителей (108 стран) продукция изготавливается ТНК-холдингами, т.е. предприятиями с сетевой структурой, во главе с так называемым "ядром". Оно представляет собой конструкторское бюро с научно-исследовательскими лабораториями, которое прочерчивает на электронных носителях, моделирует и испытывает опытные образцы. Здесь же находятся сборочные подразделения, собирающие серийные изделия, бюро логистики, которое организовывает кооперированные поставки узлов и деталей с многочисленных предприятий-"агентов". В "ядро" входит финансово-экономическое подразделение, которое формирует цепочку создания добавленной стоимости. Для максимального сокращения срока освоения нового изделия и создания высокой добавленной стоимости "ядро" формирует изделие по принципам модульности и блочности. Т.е. изделие как бы складывается из модулей -- узлов, причем 20% их, определяющие облик изделия и несущие ноу-хау, "ядро" изготавливает само, а 80% узлов отдает на конкурсной основе тем производителям, которые качественнее, быстрее и дешевле поставят их на сборку. Эти предприятия могут быть "родственными" (входящими в структуру холдинга) и "чужими" (с конкурирующего предприятия). Главный критерий здесь -- высокое качество и низкая цена. При этом серийные узлы и детали покупаются с невысокой добавленной стоимостью (7--12%), тогда как, например, самолет "Боинг" продается с добавленной стоимостью 2500%.

Такая практика позволяет странам, имеющим высокоинтеллектуальные "ядра", получить сверхдоходы за наукоемкую продукцию и высокие технологии. Это является справедливой платой за высокий уровень образования и науки, за создание и поддержание высокоинтеллектуального потенциала рабочей силы.

Перед национальной экономикой остро стоит задача продвижения товаров и интересов белорусских производителей на мировой рынок. Но сделать это будет непросто, поскольку мы уже значительно отстали от современных тенденций мирохозяйственного развития. Кроме того, Беларусь столкнулась с серьезными проблемами деградации технологической структуры экономики. Так, доля V и VI технологических укладов (к V технологическому укладу относятся оптика, оптоэлектроника, точная механика, нанотехнологии, биотехнология, компьютеризация; к VI -- сверхскоростные транспортные артерии, интегрированные телекоммуникации глобального масштаба, искусственный интеллект), которые определяют эффективность постиндустриальных обществ, упала с 27% (1990г.) до 10% (2003г.). Все больше снижается наукоемкость ВВП (1995г. -- 0,93%, 1996г. -- 0,87%, 1997г. -- 0,85%, 2001г. -- 0,81%, 2002г. -- 0,73%).

Отрицательные последствия дает отсутствие назревших институциональных реформ в промышленной политике. В результате того что Беларусь не входит в мировое САLS-сообщество, наш экспорт сложной машиностроительной продукции в развитые страны очень мал и все более сокращается.

С одной стороны, в настоящее время Беларусь имеет научные разработки V и VI технологических укладов, благодаря которым можно было бы создать несколько сотен "ядер", формирующих облик наукоемкого изделия с высокой добавленной стоимостью. С другой -- мы до сих пор не владеем "языком общения", принятым на мировом рынке: у нас практически не используются международные стандарты серии ISО, не внедрены мировые цены. Модульность не получится, если вы купите где-то узел к трактору, а он к нему не пристыкуется или, наоборот, если вы поставите узел, а он не сможет войти в основное изделие где-то в Европе. Так же обстоит дело и с мировыми ценами. МАЗ не может поставить на серийные машины современный двигатель, бортовой компьютер и другие надежные узлы мирового класса, так как работает по ценам в пять раз ниже мировых. Цена его тягача у нас составляет 20--25 тыс. USD, а на мировом рынке тягач такого плана, выпущенный по стандартам ISО, стоит 100 тыс. USD. Поэтому при таком потолке цены "ядра" закладывают лучшие в мире дизельные двигатели и другие узлы, цена на которые составит 60--70 тыс. USD (70% от цены). Наш МАЗ имеет на все покупные узлы 10--13 тыс. USD. Это сразу диктует покупку дизельного двигателя Ярославского завода с наименьшей ценой, а значит, и худшего качества. По этим причинам наши производители узлов тоже не могут участвовать в мировом разделении труда. Получается, что мы сами себя изолировали от мирового потока товаров, капиталов и технологий. Россия уже конкретно занимается интеграцией в мировое разделение труда. Там принята государственная программа вхождения в САLS-сообщество. Все крупные экспортеры, такие как КБ Сухого, КБ Туполева, работают только на основе САLS-технологий.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо срочно принимать государственную программу вхождения в мировое САLS-сообщество. Такая программа должна включать переход предприятий на мировые стандарты серии ISО, перевод чертежей на электронные носители, реструктуризацию наших предприятий в холдинги с сетевой структурой, введение в практику управленческого учета и, конечно же, переход на мировые цены. Такой переход, без сомнения, сложен и потребует времени, поскольку затронет институциональные основы и все без исключения отрасли народного хозяйства. Однако он необходим. Его уже заканчивает Китай и все развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. Венгрия, Словения, Чехия практически перешли на мировые цены, иначе их бы не пригласили в Евросоюз. И опыт соседей очень может помочь нашей стране.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений