$

2.0820 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

С ЗАТЯНУТЫМ ПОЯСОМ©

06.04.2012

Министерство финансов подвело итоги деятельности аудиторских организаций за 2011 г. — первый год в отсутствие лицензирования аудита в Беларуси.

По состоянию на 1.01.2012 г. в республике числилось 1493 аудитора — на 71 больше, чем годом ранее, и 146 аудиторских организаций (в 2010 г. — 144). Последними в прошлом году было оказано услуг на сумму 86 597 млн. Br — в текущих ценах на 35,5% больше, чем в 2010-м. Однако в сопоставимых ценах объем оказанных услуг сократился на 11,4%. При этом аудит был проведен в 5628 организациях, тогда как в 2010 г. — в 5617, т.е. клиентская база аудиторских фирм выросла всего на 0,2%. Для сравнения: в 2010 г. по сравнению с 2009-м объем услуг, оказанных аудиторскими организациями, в сопоставимых ценах увеличился всего на 1,2%, а число их клиентов — на 6,6%. Между тем выручка белорусских организаций за 2011 г. в текущих ценах по сравнению с 2010-м почти удвоилась, а в сопоставимых — выросла на 27,3%. Кроме того, в прошлом году было зарегистрировано 14 395 юрлиц, в т.ч. 637 организаций с иностранными инвестициями. Таким образом, приходится констатировать, что рынок аудита в республике от стагнации перешел к рецессии. Заметим, что это произошло в условиях свободного ценообразования: Инструкция о порядке формирования тарифов на услуги по аудиту, утв. постановлением Минэкономики от 30.04.2002 № 94, предусматривавшая ограничение рентабельности обязательного аудита до 30%, отменена ровно год назад.

Практически не изменилась структура оказываемых услуг: 58,3% составил собственно аудит, а 41,7% — сопутствующие аудиторские услуги (в 2010-м — 58% и 42%). Заметим, что обычно на развивающихся рынках наблюдается опережающий рост консультационного и управленческого консалтинга. Скажем, в 2004 г. в Беларуси доля обязательного аудита составляла только 45,8% выручки. Однако теперь спрос на сопутствующие услуги не столь уж высок. К тому же часть этого рынка аудиторы уступили другим консалтинговым компаниям, прежде всего юридическим, или же сами диверсифицировали свой бизнес, что позволяет переходить на УСН и хоть отчасти снизить затраты.

В результате проведения в 2011 г. аудита в 3065 организациях (т.е. у 54,4% проверенных) установлены нарушения в ведении бухгалтерского учета, в 2309 — нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 27 млрд. Br (годом ранее такие нарушения были обнаружены у 2257 субъектов хозяйствования на сумму более 28,5 млрд. Br). Других критериев общественной полезности аудита у нас пока не выработано.

Отметим, что это далеко не полная картина аудиторского рынка республики. Значительное место на нем занимают аудиторы — индивидуальные предприниматели. Однако если аудиторские организации раз в полгода представляют в Минфин статистический отчет о своей работе, то аудиторы-ИП от подобных хлопот избавлены. А с отменой лицензирования аудиторской деятельности им даже не требуется уведомлять кого-либо об осуществлении этой деятельности: достаточно иметь квалификационный аттестат и регистрацию в качестве ИП. Известно лишь, что на 31.12.2010 г. в республике числилось 564 аудитора-ИП. Сколько их сегодня, каков объем и состав оказываемых ими услуг — сказать, по-видимому, не может никто.

Леонид ФРИДКИН