$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

С точки зрения плательщика

02.06.2009

Каких-либо перемен в белорусской налоговой системе, по имеющейся в «ЭГ» информации, с 1 июня не будет. Впрочем, повышение «задним числом» ставки НДС даже при отмене некоторых других налогов существенно усложнило бы работу субъектов хозяйствования. Похоже, что решено еще раз все отмерить, прежде чем резать. Налоговые перемены, да еще в середине года и сложной экономической ситуации, должны быть просчитаны более чем тщательно. Об этом шла речь и на заседании правления Белорусского союза налогоплательщиков (далее — БСН).

Основной положительный момент, считают члены правления, — упрощение системы налогообложения. То есть меньше станет не только число самих налогов, но и соответственно количество платежей в год. Александр Калинин, зампредседателя БСН, председатель Белорусского союза предпринимателей, напомнил, что в прошлом году налоговая система РБ заняла последнее, 181-е место в рейтинге Всемирного банка именно из-за последнего показателя. Отмена же сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей и местных налогов сократит число налоговых платежей на 28. Положительно оценили участники заседания и планируемое уменьшение ставки налога на прибыль.

А вот трудоемкость расчета налогов, по мнению А.Калинина, снизится незначительно. Ведь больше всего времени и сил бухгалтеры тратят именно на расчет НДС.

Но если в рейтинге ВБ благодаря планируемым изменениям у нас есть шанс подняться, то на финансовом положении предприятий иные перемены скажутся не столь благоприятно.

Главные проблемы здесь сулит именно предполагаемое повышение ставки НДС до 22%. Анатолий Труханович, председатель БСН, уже не один год активно отстаивающий в разных инстанциях интересы «его величества налогоплательщика», считает, что такой заметный рост НДС негативно отразится на отраслях, где велика доля добавленной стоимости, прежде всего — на сфере услуг, в том числе бытовых. К тому же налог на услуги, в отличие от налога с продаж, отменять никто пока не собирается. Это, уверен А.Труханович, при повышении ставки НДС приведет к росту налоговой нагрузки на сферы хозяйствования с высокой долей добавленной стоимости. Поэтому логично было отменить и этот налог. Ведь в значительной степени из-за высокого налогового бремени существует большой теневой рынок в некоторых сферах деятельности, в частности — в автосервисе, полагают участники заседания.

Кроме того, возможно многим, например, в торговле, станет невыгодно применять упрощенную систему налогообложения.

Все члены правления считают, что налоговые новшества не дадут достаточного эффекта, пока не изменится порядок отчислений в Фонд социальной защиты населения. Они, настаивает А.Калинин, в нынешнем виде «ложатся тяжким бременем на себестоимость отечественной продукции, подрывают ее конкурентоспособность, практически 1/3 заработка работникам не доплачивается». С ним согласен доктор экономических наук Александр Лученок, член правления БСН, отметивший, что стимулировать внутреннее потребление надо в том числе за счет уменьшения ставки отчислений в ФСЗН. Он подчеркнул, что пора реформировать, наконец, всю систему соцобеспечения. Напомним, что о необходимости серьезной корректировки ФСЗН и системы пенсионного обеспечения свидетельствует и анализ, проведенный в Минэкономики, о чем «ЭГ» сообщала еще в прошлом году.

На заседании правления БСН высказывались опасения по поводу того, что отмена местных целевых сборов из прибыли приведет к обеднению местных бюджетов. Этот вопрос государству придется решать. А в целом, считает А.Калинин, надо существенно снижать централизацию ресурсов в бюджете и серьезно думать о компенсации выпадающих доходов казны за счет внедрения бюджетозамещающих технологий.

Один из резервов экономии государственных средств, считают члены БСП, надо также поискать в сокращении количества министерств и ведомств и государственного аппарата в целом. В частности, намечающаяся налоговая реформа, как, впрочем, и ряд состоявшихся новшеств в этой сфере, например, сокращение декларирования совокупного годового дохода, поэтапное внедрение электронного декларирования, вероятно, должны привести к уменьшению численности налоговиков.

Валерия ГЕРАСИМОВА