$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

С прицелом на инвестиции

17.02.2009

Дальнейшее развитие транспортной отрасли невозможно без привлечения серьезных финансовых средств. Поиск масштабных инвестиций — одна из важнейших задач, которую поставил на итоговой коллегии Минтранса руководитель ведомства Владимир СОСНОВСКИЙ.

Прошлый год (за исключением последних кризисных месяцев) был довольно удачным для отрасли. Прирост обеспечен по сравнению с 2007 г. практически по всем основным показателям. Так, чистая прибыль составила 432 млрд. Br, что в 1,4 раза выше уровня 2007 г. Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг увеличилась до 14,9% (темпы роста выше, чем по стране). Выручка от всех видов деятельности достигла 10 трлн. Br.

Но большего транспортным предприятиям добиться не удалось. Дыхание мирового финансового кризиса повлекло к концу года снижение темпа роста. Прежде всего сказалось падение производства в соседних странах, вызвавшее сокращение объемов грузоперевозок в международном сообщении.

Для того чтобы минимизировать потери от кризиса, в нынешнем году поставлена задача обеспечить рост экспорта услуг на уровне 22% к прошлогоднему показателю. Кроме того, планируется освоить 2,3 трлн. Br инвестиций, из них не менее половины уйдет на финансирование инноваций. Это даст возможность поднять технологии на новый уровень, считают в министерстве. Среди проектов, работа над которыми уже ведется, — мониторинг пассажиропотока, усовершенствование системы навигации, внедрение централизованной продажи билетов на пассажирских вокзалах. Правительством поставлена и новая для отрасли задача: организация в стране пассажирского вагоностроения и производства грузового железнодорожного подвижного состава.

Немало предстоит сделать в области развития дорожного хозяйства, ведь на 70% автотрасс не выполнен в срок капитальный ремонт. Планируется также завершить строительство путепровода через железную дорогу в Шклове, ввести в эксплуатацию мосты через Сож в Кричеве и Гомеле.

Особое внимание решено уделить проектам Минтранса, включенным в Государственную программу инновационного развития на 2007-2010 гг. Появится техническая документация на новые модели автомобилей Минского автозавода, продолжится работа по созданию собственных инновационных технологий и материалов, адаптации новейших мировых технологий в строительство автомобильных дорог.

Минтранс собирается представить ряд разработок на рассмотрение Совмина союзного государства. Они связаны с совершенствованием трассы Москва-Брест-Западная Европа и развитием 9 международного коридора (Одесса-Киев-Гомель-Псков-Санкт-Петербург).

Планируется также начать создание общего рынка автотранспортных услуг России и Беларуси, что предполагает отмену разрешительной системы работы автоперевозчиков в обеих странах.

По оценке министра, для стимулирования грузоперевозок необходимо продлить действие Указа от 21.03.2008 № 167 «О ставке ввозной таможенной пошлины». «Пока решение правительством не принято, но мы настаиваем на нем, несмотря на сопротивление Минпрома, который заявляет о готовности Минского автозавода уже в нынешнем году начать выпуск техники, соответствующей новым экологическим требованиям», — отметил В.Сосновский.

На коллегии было озвучено немало других планов и проектов Минтранса, но стратегической задачей развития в течение ближайших лет, по словам министра, должен остаться поиск и привлечение инвестиций. Этому должны способствовать последовательная приватизация и акционирование сектора (в нынешнем году этим процедурам подвергнутся 52 транспортных предприятия). Необходим иностранный капитал и для проектов по развитию логистики.

Эдуард ТРОШИН

СПРАВКА «ЭГ»

Всего за 2008 г. перевезено более 248,5 млн. т груза (на 6,8% больше, чем в 2007 г.) и свыше 1,4 млрд. чел. Авиаперевозки возросли на 8,7%. Объем белорусских внешнеторговых грузов, «переброшенных» морским путем, составил порядка 4,2 млн. т (рост 12,4%). Объем транзита по железной дороге вырос на 3,1%.