$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

С правом советующего голоса

16.02.2010

Обсуждение проекта «Национальная платформа бизнеса Беларуси-2010. Новый курс бизнеса и власти», начавшееся 3 февраля на интернет-порталах бизнес-союзов, должно добавить к этому документу конкретные предложения и дать объективную оценку достигнутого в прошлые годы. Эти результаты и будущие перспективы обсудили на прошлой неделе участники республиканской селекторной пресс-конференции, состоявшейся в ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей».

В прошлом году бизнес-союзы добились многого, считает директор МССПиР Владимир Карягин. Была ускорена и упрощена процедура продажи малому и среднему бизнесу неиспользуемого государственного имущества (Указ от 7.05.2009 № 238), отменен обязательный порядок проведения аукционов предприятиями с долей государства менее 50% в уставном фонде при закупках за собственные средства (Указ от 21.04.2009 № 215), упрощен порядок перевода первых этажей многоэтажных жилых домов в нежилые помещения для осуществления предпринимательской деятельности (Указ от 25.09.2009 № 479) и т.д. В Общую часть Налогового кодекса включен пункт о том, что все неясности законодательства должны трактоваться в пользу налогоплательщика, разрешено параллельное проектирование и строительство, проведена частичная либерализация цен, введен заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, отменены некоторые оборотные налоги. В целом выполнены 62 из 145 пунктов «Национальной платформы бизнеса-2009», отмечает В.Карягин.

Однако о значительных успехах говорить пока рано. Не решен вопрос с лицензированием, ставка НДС, несмотря на протесты бизнесменов, увеличена на 2%, подготовительная процедура подачи документов на регистрацию по-прежнему занимает 2–3 месяца, принятый в первом чтении законопроект «О поддержке малого и среднего предпринимательства» нуждается в доработке, а Указ от 23.10.2009 № 518, регулирующий арендные отношения, вызвал у предпринимателей неоднозначную реакцию.

«Не всегда предложения бизнес-сообщества дают положительный эффект, — говорит председатель общественного объединения предпринимателей Могилевской области Татьяна Козловская. — Электронное декларирование — в целом прогрессивное начинание, внедряется в «добровольно-принудительном» порядке, причем не безвозмездно: около 300 тыс. за установку программы плюс периодическая доплата за ее поддержку. Арендные платежи меньше не стали, а в случае увеличения базовой величины могут резко подскочить. Из предложений по упрощению бухучета не принято ни одно (кроме отмены счетов-фактур). Если нормирование затрат для целей налогообложения отсутствует в Особенной части НК, то по некоторым расходам оно сохраняется в иных актах действующего законодательства».

«Наши идеи могут быть расписаны вплоть до проекта нормативно-правового акта, но влиять на решения чиновников мы не можем, — отмечает первый вице-председатель ОО «МССПиР» Виктор Маргелов. — В Национальной платформе бизнеса Беларуси-2010 (НПББ-2010) есть план реализации предложений бизнес-сообщества, установлены сроки и условия выполнения программы, определена последовательность действий, но мы не власть! Чтобы предложения воплощались в жизнь, чиновники должны мыслить как предприниматели. Но у них свои приоритеты. Только острая фаза экономического кризиса повлияла в 2009 г. на темпы принятия обоюдовыгодных решений. Сказывается также ограниченность ресурсов, ведь не секрет, что 20% зарплат за декабрь выданы за счет кредитов банков».

Чтобы повысить эффективность взаимодействия власти и бизнеса, МССПиР предлагает всем министерствам, ведомствам и концернам включиться в обсуждение проекта НПББ-2010 и внести свои предложения по вопросам улучшения деловой среды, развития конкурентоспособной экономики, предпринимательства, повышения эффективности деятельности межведомственных рабочих групп и др.

Эксперты аналитического центра «Стратегия» считают, что если все предложения НПББ-2010 будут реализованы, общая налоговая нагрузка на бизнес сократится на 15–20%, что увеличит оборотные средства предприятий, будет способствовать их развитию, переоснащению, повышению конкурентоспособности.

Чтобы обобщить проблемы 225 тыс. ИП, бизнес-союзом проведено анкетирование. «Вот строки из такой анкеты, — говорит председатель общественного объединения «Союз предпринимателей Брестской области» Елена Грушко. .— «Работаем без отпусков, выходных, больничных. Никто нам не помогает, хоть умри!» Но переходить в ЧУПы многие «индивидуалы» не хотят — их пугают налоги, сложность учета и отчетности, чрезмерная, по их мнению, для микробизнеса».

Другая проблема ИП — право привлекать наемный труд, которого они были лишены в 2007 г. Председатель совета предпринимателей торгового центра «Кирмаш» (Брест), ИП Олег Шайденков напомнил, что тогда планировалось в короткие сроки создать оптовые рынки и базы. Власти рассчитывали, что ассортимент товаров будет удовлетворять внутренний спрос. Однако до сих пор ничего не изменилось. Продавать одни и те же товары при резком сокращении спроса невозможно. Поэтому большинство предпринимателей, как и раньше, завозят товар из-за рубежа. Переход предпринимателей в ЧУПы, даже при уменьшении налоговой нагрузки, невыгоден. Мешает невозможность представления требуемых документов на импорт из РФ. Если в начале 2008 г. количество ИП увеличилось (в основном за счет того, что многие перевели в этот статус наемных работников), то постепенно оно стало уменьшаться. Из-за запрета на использование наемного труда предпринимателям приходится быть в одном лице снабженцем, экспедитором и продавцом. Где уж тут искать новых поставщиков, расширять и обновлять ассортимент, он теряет возможность ориентироваться в ситуации на рынке. Поэтому сегодня выжить ИП очень сложно. Предприниматели уходят из бизнеса: сначала ИП ограничивает во всем себя, свою семью, берет кредит (часто не как ИП, а на потребительские нужды), но бизнес все равно заканчивается, остаются долги и банковские кредиты. Оставшись без стартового капитала (первоначальное накопление которого, по мнению некоторых чиновников, в Беларуси должно было завершиться еще 3 года назад), начинать новый бизнес уже невозможно. Между тем государство именно к ИП обратилось за помощью в спасении импорта и разгрузке складов — не считая нужным создавать для этого нормальные условия работы.

Интересно, что доля малого бизнеса в общем объеме ВВП составляет сегодня лишь 9,3%, а доля уплаченных им налогов — 17% ВВП. «Малый бизнес платит налоги в двойном объеме, — полагает В. Карягин. — Поэтому сегодня он обречен работать в неприспособленных помещениях, использовать старое оборудование, не имеет доступа к инновациям. Отсюда низкая производительность и высокая себестоимость. Доля малого бизнеса и его роль в экономике страны не меняется уже 10 лет. Он не может конкурировать с более крупными предприятиями ни в Беларуси, ни на внешних рынках».

Тем временем Минэкономики совместно с объединениями предпринимателей разработало план мероприятий по стимулированию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и повышению не менее чем в 1,5 раза их доли в ВВП до конца 2010 г. Будут созданы условия ускоренного развития частного бизнеса в сборочных производствах, малой энергетике, в ЖКХ, строительстве энергоэффективного жилья, придорожного сервиса, оптовых торговых баз, объектов логистики, пассажирских и грузоперевозок, информационных технологий, связи, бытовых услуг и в других сферах. Поэтому результаты анкетирования ИП, наряду с предложениями по стабилизации обстановки в секторе предпринимательства, придутся как нельзя кстати. Бизнес-союзы надеются, что примут во внимание и содержащиеся в НПББ-2010 предложения по упрощению налогообложения и административных процедур, развитию рыночных институтов, расширению пространства для частной инициативы, повышению конкурентоспособности бизнеса и государства, доступности информации, защиты прав собственности и др.

Проект НПББ-2010 будет обсуждаться на Ассамблее деловых кругов «Предпринимательство Беларуси — обеспечение роста и развития» 3 марта. Так что у бизнесменов есть время изучить его и оценить полезность и реальность выполнения содержащихся в нем приоритетных направлений реформирования национальной экономики.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях