$

2.1336 руб.

2.4185 руб.

Р (100)

3.1868 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

С ориентацией на склад©

22.09.2015

 

В Беларуси количество логистических центров в ближайшую пятилетку вырастет почти вдвое — до 60 к концу 2020 г. Они являются одним из важнейших факторов повышения транзитного потенциала нашей страны, сообщил заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Шишко, выступая на прошедшей в Минске на минувшей неделе международной конференции «От Таможенного союза к Евразийскому экономическому союзу: современность и перспективы».

В текущей пятилетке Беларусь выручила за счет транзита порядка 12 млрд. USD. Из года в год увеличивается вклад в эту сумму доходов от предоставления логистических услуг. Толчок данному бизнесу дала Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утв. постановлением Совмина от 29.08.2008 № 1249 (далее — Программа).

Нынешнее состояние национальной логистической системы проанализировали в Международном университете «МИТСО». Согласно исследованию, проведенному кафедрой логистики в мае–июне 2015 г., в Беларуси по итогам I полугодия т.г. функционируют 37 логистических центров, в т.ч. 19 из них создано в рамках Программы. Из действующих центров 9 являются государственными, остальные — частными. Среди отечественных инвесторов — производственные предприятия, транспортно-логистические компании, логистические операторы, дистрибьюторы, ритейлеры, девелоперы, среди иностранных — компании из России, Азербайджана, Украины, Ирана и Бельгии.

Расположены наши логистические центры в основном в минском (за МКАД, вблизи II и IX трансъевропейских транспортных коридоров) и брестском (граница с Польшей) регионах. По оценкам экспертов, общая площадь складов класса «А» и «В» составляет более 520 тыс. м2, из них складов общего пользования — 402 тыс. м2, складов временного хранения и таможенных складов — 82 тыс. м2, низкотемпературных складов и складов-холодильников — 36 тыс. м2.

Для сравнения, площади складов класса «А» и «В» в районе Варшавы составляют около 2,6 млн. м2. Совокупная же площадь логистических центров, расположенных в Польше, превышает 7 млн. м2. Уступаем мы по этому показателю и Украине: общий объем современных складских помещений в киевском регионе составляет около 1,6 млн. м2.

В то же время текущий уровень ставок аренды складских помещений класса «А» и «В» в Беларуси самый высокий по сравнению со странами-соседями. Средняя ставка аренды складских помещений класса «А» составляет 8–10 EUR за 1 м2, «В» — 6–8 EUR. В Польше ставка аренды в связи с высоким предложением составляет 1,5–2 EUR за «квадрат», Литве — 4,5–5,5 EUR, в России — 7,5–10 EUR.

Логистическая инфраструктура в нашей стране в конце 2014 г. и I квартале 2015 г. прирастала за счет ввода провайдерами и девелоперами и складских объектов производственных предприятий, и новых складских площадей. В настоящее время 13 центров имеют на своей территории склады временного хранения и таможенные склады, 3 — биржевые склады.

Кроме того, только 7 центров являются мультимодальными, т.е. имеют железнодорожные и автомобильные подъездные пути, остальные ориентированы на автотранспорт. В стране не создано ни одного логистического центра на базе действующих аэропортов.

Как выяснили авторы исследования, тарифы на услуги, оказываемые нашими логистическими центрами и операторами, также выше, чем у стран-соседей, при этом комплексность и качество услуг остаются довольной низкими. Так, транспортно-логистический сектор в основном представлен компаниями, оказывающими узкий спектр логистических услуг (в основном транспортно-экспедиционых, складских услуг), рынок 3PL-провайдеров (комплексных логистических услуг) развит слабо.

Рентабельность логистических центров и операторов колеблется от 10 до 55%. Выше этот показатель у собственников объектов. Операторы, использующие арендованные площади, имеют рентабельность порядка 10–25%, а вот у владельцев центров она доходит до 55%. В структуре себестоимости услуг как владельцев центров, так и операторов, использующих арендованные площади, основную долю составляют аренда (40%) и заработная плата (37%).

Не принесло заметных результатов в повышении качества и комплексности логистических услуг и введение с 1.11.2013 г. добровольной сертификации исполнителей логистических услуг (СТБ 2306-2013 «Услуги логистические. Общие требования и процедура сертификации»). Прошли ее только 3 логистических центра (ООО «Евротибас», СП «Транзит» ООО, ООО «Балтспед логистик»). Между тем данная мера, как предполагалось, придаст новый импульс конкурентному развитию рынка, повышению качества услуг и укреплению доверия со стороны потребителей.

Обращают внимание авторы исследования и на особенности бизнеса в белорусском транспортно-логистическом секторе. У основной массы нынешних инвесторов, вложивших деньги в строительство центров, наблюдается стремление как можно скорее окупить вложения, сдавая площади в аренду или продавая построенные объекты.

При этом собственники в условиях высоких инвестиционных рисков, экономической неопределенности, значительных процентных ставок по кредитам завышают стоимость аренды складских платежей, привязывая ее к доллару. Вследствие этого логистические операторы, использующие арендованные площади, вынуждены повышать стоимость услуг или работать практически в ноль, чтобы не потерять клиентов.

Ожидается, что до конца 2015 г. в Беларуси будут введены в эксплуатацию еще 4 логистических центра.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях