$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

С МОЛОКОМ НА ВЫХОД

08.02.2011

Французско-российской компании «Danone-Юнимилк» предъявлен ультиматум: работать в Беларуси по здешним правилам либо убраться восвояси. Согласно официальной версии, инвестор нарушил договоренности. Причем не обязательно письменные: устные у нас порой также имеют силу.

Основная вина инвестора — необеспечение максимально глубокой переработки молока и получения продукции с высокой добавленной стоимостью. Такое обязательство якобы брала на себя при вхождении на белорусский рынок в 2009 г. российская компания «Юнимилк», в которой 58% акций принадлежит французской «Danone». Вместо этого СООО «Юнимилк Пружаны» и «Юнимилк Шклов», в которых россиянам принадлежит по 51% акций, занимаются только розливом молока в пакеты и реализацией его в основном в РФ.

Считается, что глубокая переработка выгодна. Но в любой транснациональной корпорации есть свои приоритеты, четко дифференцированные, в т.ч. географически. Так, для «Danone-Юнимилк» вряд ли выгодно поставлять из Беларуси в Россию продукцию, которая будет конкурировать с произведенной на местном рынке, где эта компания и так является лидером. Поэтому россиян в нашей стране интересовало как раз молоко — как товар и сырье для переработки уже в РФ.

Причина в том, что если в России АПК и переработка давно частные и могут рассчитывать лишь на рыночные инвестиции, то в Беларуси в них вкладываются огромные госресурсы — только в 2005–2010 гг. более 1,9 трлн. Br. Согласно Республиканской программе развития молочной отрасли в 2010—2015 гг., утв. постановлением Совмина от 12.11.2010 № 1678, молочное скотоводство поглощает 1/3 всех направляемых в эту сферу средств. Благодаря им в стране на 1.01.2010 г. насчитывалось 1 448 новых и реконструированных ферм — 29% от их общего числа. В прошлом году отмечено улучшение экономического состояния организаций молочной промышленности. Выход, к примеру, товарной продукции из 1 т молока увеличился по сравнению с 2009 г. на 6,9% — до 1 285 тыс. Br. Чистая прибыль составила 425,7 млрд. Br, рентабельность реализованной продукции — 9,2%. Выручка от реализации молока и молочных продуктов на экспорт увеличилась почти в 1,5 раза и составила около 1,5 млрд. USD.Такой результат объясняется не только благоприятной конъюнктурой рынка, но и модернизацией отрасли.

Эти обстоятельства, несомненно, учитывались «Юнимилк» при покупке белорусских предприятий. Но, примеряясь к их сырьевой базе, компания не учла, что продукция государственных ферм у нас предназначена прежде всего для государственных молокозаводов. И планы россиян по обеспечению сырьем не понравились белорусским властям.

Так, половина переработанного в 2010 г. «Юнимилк Пружаны» молока поступила с сырьевой зоны Пружанского молочного комбината, а вторая — от 8 молокозаводов Брестчины. По соглашению с агрокомбинатом «Мачулищи» предполагается поставка молока из сельхозпредприятий Нацбанка, расположенных в различных регионах страны. Это в России собственник сам решает, что и где покупать. А у нас власти требуют объяснить, зачем, например, везти молоко в Шклов из Рогачевского района, если там есть свое молокоперерабатывающее предприятие? То же касается и проекта «Технико-экономическое обоснование развития молочного скотоводства в Республике Беларусь с участием ОАО «Компания Юнимилк», предусматривающего строительство 300 новых молочнотоварных ферм и 88 комплексов по выращиванию нетелей со сроком реализации в 2011–2019 гг. Но для развития 143 ферм уже предусмотрено выделение госсредств.

По мнению белорусских властей, «Юнимилк» для загрузки своих перерабатывающих мощностей должен либо полностью создавать собственную сырьевую базу «с нуля», либо финансировать сельхозорганизации, производящие молоко. Первое бессмысленно, поскольку в республике нет рынка сбыта. Второй вариант еще более спорный: новые фермы можно построить и в РФ, где со сбытом не будет проблем. Причем это, пожалуй, обойдется дешевле, поскольку не потребуются дополнительные расходы на участие в местных социальных проектах, да и договариваться с земляками-чиновниками привычнее. Тем не менее «Danone-Юнимилк», вложив в Беларуси уже 2,1 млн. USD и 102,3 млрд. Br, поворачивать назад пока не собирается. В официальном заявлении компании говорится, что она заинтересована в построении отношений с белорусской молочной промышленностью, создании новых современных производств и развитии их сырьевых баз. Подчеркивается, что политика ведения бизнеса Danone во всем мире состоит в том, чтобы неукоснительно действовать в соответствии с международными соглашениями и национальными законодательствами.

Время покажет, насколько действенными окажутся эти принципы на белорусской земле. Впрочем, если для «Danone-Юнимилк» инвестиции в РБ — один из многих проектов, то для нас он — редкий случай прихода крупного инвестора. И разрыв с ним может стать дурным примером для тех, кто пока раздумывает о вложении капитала в Беларуси.

Иван МИХАЛЕВИЧ