$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

С МИНИСТЕРСТВ ПО НИТКЕ- ИННОВАЦИЯМ ПРОГРАММА

07.06.2011

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., утв. постановлением Совмина от 26.05.2011 № 669, декларирует ряд прогрессивных намерений — в т.ч. по созданию новых высокотехнологичных секторов экономики, совершенствованию системы финансирования частного инновационнго бизнеса, коммерциализации научных разработок. В то же время в программе нет попытки выделить несколько наиболее перспективных направлений развития, на которых республика могла бы сконцентрировать свои ресурсы, достигнув наибольшего результата. Взамен, как и в прежние годы, программа сверстана на основании планов развития министерств и ведомств, что, скорее, отражает их отраслевые интересы, чем стремление найти свою нишу на глобальном рынке инноваций.

В новой программе обозначены весьма амбициозные планы. К 2015 г. удельный вес инновационной продукции промышленных предприятий должен быть доведен до 20–21%, объем экспорта высокотехнологичных товаров и услуг — до 7,95 млрд. USD в год. Доля инновационно активных предприятий, как предполагается, вырастет до 40%, внутренние затраты на научные разработки — до 2,5–2,9% от ВВП. Перевод экономики на инновационные рельсы позволит в 1,54–1,6 раза увеличить промышленное производство, на 5–7% снизить его материалоемкость и на 29–32% энергоемкость.

Ожидается, что объем финансирования вошедших в программу проектов составит 57,4 трлн. Br, а основная часть (37,2 трлн.) придется на иностранные инвестиции. Заемные средства и кредиты банков составят 8,78 трлн. Br, собственные средства организаций — 8,71 трлн. Более скромным (2,51 трлн. Br) будет финансирование из республиканского бюджета, а из местных бюджетов — всего лишь 0,19 трлн.

Как и обещали ранее представители Минэкономики, в программе закреплены планы развития 7 высокотехнологичных направлений: индустрии информационных технологий, авиакосмической, фармацевтической, микробиологической промышленности, приборостроения, наноиндустрии и ядерной энергетики. Одним из «двигателей» передовых направлений должен стать новый кластер в области нано-, био- и фармацевтического производства, который получит статус аналогичный ПВТ и где будут сосредоточены организации НАН Беларуси и исследовательские подразделения учреждений высшей школы. Также планируется создание Республиканского центра генно-инженерных исследований, Республиканского центра трансфера и коммерциализации нано- и биотехнологий и учебного центра по переподготовке и повышению квалификации кадров. Развитие кластера должно происходить в рамках «стратегического альянса с рядом крупных международных (транснациональных) компаний России, Индии, КНР и Кубы». Заметим, эти страны не задают сегодня тон в мировом развитии указанных выше направлений, а скорее лишь пытаются следовать вдогонку за корпорациями США и ЕС. Позволит ли такой альянс создать действительно какой-то новый, конкурентный продукт не только для внутреннего рынка и СНГ, но и для остального мира? Новые мысли и идеи могут предложить западные специалисты, которых, согласно программе, планируют привлекать в Беларусь на постоянное местожительство. Однако чем их привлечь, если они привыкли измерять свои вознаграждения за труд 5- и 6-значными суммами в долларах и евро, не утчоняется.

Еще 6 кластеров (химический, нефтехимический, агромашиностроительный, автотракторостроительный, химико-текстильный и IT) планируют создать на базе государственных отраслевых предприятий и учреждений образования. А вот возможность приватизации госкомпаний — центров будущих кластеров в программе вообще не упоминается. Зато говорится о ежегодном доведении до заказчиков (органов госуправления) заданий по привлечению ПИИ в высокотехнологичные проекты и установлению долгосрочных партнерских отношений с ТНК. Без приватизации единственно возможной формой привлечения ПИИ становится участие иностранного капитала в создании новых производств. Видимо, чиновникам придется постараться, чтобы доказать инвесторам привлекательность открытия в Беларуси инновационного бизнеса, и уж тем более объединения в этих целях их капитала с государственным. Успех такого диалога вызывает большие сомнения. Привлечь серьезного компаньона под создание СП можно, лишь предложив что-то такое, чего у него самого нет для реализации проекта. Ну а поскольку у ТНК есть все для создания передовых производств (и капитал, и технологии, и кадры), вряд ли их можно заинтересовать лишь участием в СП государственными средствами. Несколько более широкое поле для маневра открывает предоставление налоговых льгот и иных преференций. При этом потенциальные инвесторы безусловно сопоставят их с рисками ведения бизнеса в Беларуси, имеющей относительно невысокие позиции в глобальных деловых рейтингах и воспринимаемой мировым сообществом через призму отрицательного информационного фона. Так что более реальным представляется привычное финансирование за счет кредитов банков и бюджета.

Интересно, что в программе предусматривается установить также ежегодные задания облисполкомам и Мингорисполкому по созданию субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства.

Что касается перечня из 235 важнейших проектов программы, то складывается ощущение, что в него попросту перекочевали инвестиционные планы органов госуправления и регионов. Интерес заказчиков к возможности получения льготного финансирования понятен. Однако большинство проектов мало похожи на инновационные, которые действительно предложат стране и миру нечто новое. Зато много внимания уделяется модернизации действующих производств и созданию новых, не относящихся к V и VI технологическим укладам, названным в программе в качестве ориентира.

Можно, конечно, порадоваться за планы строительства в Дзержинском районе парка ветроэнергетических установок с использованием немецкого оборудования. Но в Европе это направление активно развивается уже лет 20. Чем мы собираемся удивить мир? Особо инновационными дрожжами и лимонной кислотой, строительство заводов по производству которых включено в программу. Сыр, крахмал, цемент, ДСП, листовой прокат, микроволновые печи «Горизонт» — видимо, по мнению авторов программы, тоже инновационная продукция, способная обеспечить прорыв Беларуси на внешних рынках… Документ изобилует проектами по производству сырьевых и промежуточных товаров с весьма низкой добавленной стоимостью и высокой импортной составляющей. Вновь верх берут отраслевые интересы, а инновации подменяются модернизацией производств, созданных еще при СССР и плохо вписывающихся в современное территориальное развитие промышленности.

Впрочем, при нынешних подходах в инновационной политике странно было бы ждать иных результатов. Вместо того, чтобы сосредоточиться на создании благоприятной институциональной среды для развития инноваций, государство продолжает подменять бизнес, определяя перспективность тех или иных проектов. При этом заказчиками выступают не отечественные или зарубежные предприятия, действительно заинтересованные в развитии инноваций как факторе повышения конкурентоспособности, а органы госуправления, в большей степени обеспокоенные выполнением прогнозов социально-экономического развития. А потому «бизнесменам» от государства сложно преодолеть болезнь «догоняющего развития».

Алесь ГЕРАСИМЕНКО