$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

С галопа на рысцу

30.05.2008

На состоявшейся в Минске встрече с министром промышленности и шахт Ирана Акбаром Мехрабианом Александр Лукашенко потребовал скорейшей реализации совместных проектов в экономической сфере: «Планы и направления наших действий определены, и сейчас необходимо наполнить их конкретными действиями».

Несмотря на двустороннюю заинтересованность в развитии отношений, товарооборот двух стран сложился в размере всего 80 млн. USD. По словам же Александра Лукашенко, «мы готовы к тому, чтобы приблизиться к миллиарду».

Уже известно, за счет чего можно добрать необходимые для достижения цифры с девятью нулями показателя. Это весьма выгодные для нашей страны проекты. Впрочем, их исполнение наши партнеры притормозили.

Главная претензия белорусского руководства сводится к отсутствию прогресса в сотрудничестве в нефтехимической отрасли. Еще 21.05.2007 г. иранская сторона заявила, что белорусы в ближайшее время смогут добывать в их стране нефть, перерабатывать ее на месте или в сыром виде вывозить и продавать в любом регионе мира. Аналогичные уверения поступили насчет природного газа.

Для реализации договоренностей в июле 2007 г. был подписан двухгодичный контракт стоимостью около 450 млн. USD, согласно которому «Белнефтехиму» передавалось в пользование месторождение Джофеир. Предусматривалось, что объем добычи сырья составит около 40 тыс. баррелей в сутки.

Тем не менее далее подписанных бумаг дело не пошло. Застопорилась программа на стадии утверждения экономической комиссией Ирана, которая не первый месяц изучает поступившую документацию. При этом наша страна готова уже в этом месяце внести свою часть средств в СП.

Подобные трудности и у сборочного производства автомобилей под Минском. Напомним, что на СП ЗАО «Юнисон» организован выпуск легковых автомобилей «Саманд». По прогнозам, в перспективе годовой объем производства составит 60 тыс. автомобилей. Тем не менее в 2007 г. на предприятии собрали всего 300 машин. При таких показателях выглядят фантастикой планы инвестировать к началу 2010 г. в развитие ЗАО 90 млн. USD (60 млн. USD прямых инвестиций и 30 млн. USD оборотных средств), что позволит выпускать автомобили пяти классов. Придать импульс «Скакуну» может увеличение ввозных пошлин на аналогичную продукцию. Тем не менее защищать отечественного производителя в ближайшее время не планируется. В таких условиях раскрутить не самую популярную торговую марку в мире — задача трудновыполнимая, а значит, приобретать средства передвижения наши граждане продолжат в Европе.

Также взяли паузу азиатские бизнесмены при решении финансовых вопросов по созданию транспортно-логистических центров в Беларуси, застопорилась реализация идеи совместного выпуска грузовых автомобилей. Не так активно, как нам хотелось, проходят поставки отечественной карьерной и сельскохозяйственной техники, металлопродукции, товаров сельского хозяйства.

По словам Сергея Сидорского, сказанным на встрече с Акбаром Мехрабианом, «имея поручение Президента, при выборе партнера мы отдали предпочтение иранскому бизнесу».

Отдав несколько ликвидных у инвесторов заказов (легковое и грузовое машиностроение, строительство гостиничных комплексов и ГЭС в Гродно и т. д.), взамен мы практически ничего не получили — ни нефти, ни газа, ни импортозамещающих легковых автомобилей. Это как раз и не нравится отечественным руководителям, что, по мнению экспертов, в будущем может поставить под угрозу отношения двух стран.

Терять партнера, обладающего 10% нефтяных запасов мира, а также 18% газа и имеющего емкость рынка порядка 70 млн. человек, бесперспективно. Однако, возможно, поменять деловых партнеров все же придется.

Отметим, что товарооборот Беларуси и Ирана за январь-март 2008 г. составил 15,8 млн. USD, что на 30,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт сложился на уровне 13,8 млн. USD, импорт — 2 млн. USD.

Олег КВАША