$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Транспорт

С электронным билетом придется подождать

08.08.2008

В Беларуси по инициативе Министерства транспорта создается электронная система продажи и бронирования билетов через Интернет.

По словам одного из разработчиков системы директора ОДО «Белтранском» Эдуарда Титкова, идея реализации подобной услуги возникла в недрах Минтранса несколько лет назад. Поскольку аналогичные системы продажи билетов давно существуют на Западе, а сейчас внедрены и в странах Балтии, транспортники справедливо рассудили, что и в Беларуси внедрение такого комплекса вполне оправданно.

Изначально планировалось, что с его помощью можно будет продавать билеты сразу на все виды транспорта: самолеты, поезда и автобусы. Но здесь белорусы столкнулись с серьезной проблемой. Дело в том, что железнодорожные билеты сегодня реализуются через систему «Экспресс-2», созданную в России. Разработчики из РФ пообещали помочь коллегам технологиями и оборудованием, но запросили за свои услуги ни много ни мало — 990 000 USD. А ведь это не все. Нам пришлось бы оплачивать и техническое сопровождение комплекса, и его совершенствование, и ремонт, что многократно увеличило бы расходы. Средства на все это изыскать не получилось, потому пришлось рассчитывать лишь на собственные силы.

В результате система, конечно, была создана и обошлась значительно дешевле, чем предлагали россияне — всего в 660 млн. Br. Экономили разработчики, рассказал Титков, буквально на всем. К примеру, вместо дорогих табло, стоимостью в 100 млн. Br, для отображения информации о движении транспорта, номерах маршрутов, времени отправления и наличии свободных мест решили использовать обычные телевизоры с диагональю в 52 дюйма, которые обходятся в 10 раз дешевле.

Запись разговора билетного кассира с пассажиром в белорусском комплексе ведется не через линии связи на специальный сервер, а прямо на компьютер кассира, что также значительно экономнее. И самое главное, при разработке был использован модульный принцип: вокзал покрупнее может приобрести для себя набор оборудования с большими возможностями (собственной базой данных, значительными вычислительными мощностями), небольшой автостанции достаточно нескольких модулей, подключенных к линии связи с крупными автовокзалами.

Пока комплекс «умеет» продавать билеты только на автобусы. Для этого рабочее место кассира оборудуется специальным устройством, включающим компьютерный модуль с клавиатурой и устройство для считывания магнитных карт. Стоимость его для одной кассы составляет около 700 USD.

После ввода новой системы в строй пассажиры смогут приобрести или, наоборот, сдать билеты на поездку, скажем, из Бреста в Гомель, находясь в Минске (сейчас это невозможно). Средства на счет вокзалов будут зачисляться по представляемой в рамках системы информации.

Работа над созданием комплекса находится в завершающей фазе. Как сообщил Э.Титков, к концу 2008 г. планируется организовать бронирование билетов на автобусы через Интернет. Для этого создается сайт с адресами www.poezdka.by, www.avtovokzal.by.

Со временем транспортники собираются наладить и саму продажу билетов через Всемирную сеть. Уже ведутся переговоры с банками по организации приема безналичных платежей. При помощи современных платежных систем планируется избавить вокзалы и станции от необходимости вести перерасчет средств и исключить встречные финансовые потоки. Кроме того, внедрение банковских технологий даст возможность продавать билеты и при помощи платежных терминалов, или инфокиосков. Все это должно привести к появлению в стране так называемого электронного билета, который можно будет приобрести в любом почтовом отделении или сберкассе, или через Интернет, а перед поездкой распечатать на обычном принтере либо получить в агентстве или том же инфокиоске.

Выгоды внедрения подобных технологий очевидны. Стоимость одного инфокиоска (от 8 тыс. USD) примерно равняется годовой зарплате кассира, зато платежный терминал будет работать 5 лет, не требуя отпускных.

Кроме того, система создаст дополнительные препятствия нелегальным перевозчикам, ведь привлечь клиентов, которые могут купить не выходя из дома любой билет, станет значительно сложнее.

Правда, нерешенных проблем у проекта пока хватает. Для организации продажи и бронирования билетов на все виды транспорта из «одного окна» разработчикам нужен миллион USD — ни Минтранс, ни Белорусская железная дорога, ни авиационное ведомство выделять эти деньги не станут — у них хватает других проблем.

Неясно, кто будет оплачивать услуги электронных «кассиров» и эмиссию банковских платежных систем. В среднем эта сумма составит около 1000 Br с одного билета и, скорее всего, будет включена в его стоимость, но у такой схемы есть противники, которые считают, что компенсировать расходы должен Минтранс.

Внедрение проекта на всех 160 станциях и вокзалах республики было запланировано на конец следующего года. Но уже сейчас очевидно, что для достижения высокого уровня качества и удобства системы потребуется значительно больше времени. Специалисты считают, что она будет готова к 2010-11 гг.

Эдуард ТРОШИН