$

2.1058 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

РЫНОК ВЫРОС И ПОЖЕЛТЕЛ©

01.10.2013

По данным международной консалтинговой компании Gemius, в августе т.г. интернет-аудитория Беларуси достигла 4,852 млн. человек, что на 27,5%, или 1,048 млн. человек больше, чем в аналогичном периоде 2012 г. Это создает предпосылки для дальнейшего роста рынка рекламы и торговли в Интернете, а прирост аудитории преимущественно за счет людей со средним образование существенно сказывается на потребительских предпочтениях, прежде всего в части информационных продуктов масс-медиа.

Более 80% граждан нашей страны ежедневно выходят в Интернет. Исторический количественный максимум пользователей глобальной сети пришелся на март этого года — почти 5 млн. человек. И это, судя по всему, не предел. Растущая компьютеризация и активность провайдеров, распространение смартфонов и других гаджетов, обеспечивающих доступ в Интернет, развитие различных услуг глобальной сети привлекают к ней все больше белорусов.

Меняется возрастная структура (в Интернет чаще выходят люди старше 35 лет). Кроме того, в этом году основную долю в аудитории впервые составили лица со средним специальным образованием, обогнав обладателей вузовских дипломов.

Комментируя на недавней пресс-конференции эти цифры, основатель портала tut.by Юрий Зиссер высказал мнение о формировании у нас т.н. третьего поколения пользователей Интернета. Первое появилось в 90-е, его преимущественно составляли программисты, в особенности мужчины, второе поколение в начале 2000-х было представлено в основном людьми с высшим образование, теперь — это лица со средним образованием. Их еще принято относить к телевизионной аудитории. Чтобы лучше соответствовать ее информационным потребностям, байнету пришлось «опопсеть», там больше стало разного рода «желтых» историй. «Старичкам» такие перемены не нравятся, но это жизнь», — заключил Ю.Зиссер.

А в остальном дела идут неплохо. После некоторой просадки поступлений от интернет-рекламы в 2011 г. рынок вырос в 2012-м (в полтора раза), а в I полугодии этого года — еще на 60%. Впрочем, пока в абсолютных цифрах (около 8 млн. USD в год) он тянет лишь на «демо-версию». На душу населения в нашей стране показатель в 18,6 раза ниже, чем в России, где в прошлом году сборы составили 2 млрд. USD. Из-за недобора рекламной выручки страдают СМИ, многим из них сложно выживать без дотаций. Кроме того, сохраняется угроза поглощения со стороны более крупных российских масс-медиа. Иные обороты — иные возможности. Только в отделе маркетинга Яндекса работает сотрудников больше, чем на всем «ТУТ БАЙ МЕДИА».

Активными темпами развивается торговля товарами через Интернет. По официальной статистике, в 2012 г. на нее пришлось 1,03% всего розничного товарооборота в стране, но в реальности доля значительно выше, убеждена начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ирина Барышникова. Просто многие интернет-магазины скрывают свои доходы. Проводимый министерством постоянный мониторинг выявляет также многочисленные нарушения требований постановления Совмина от 15.01.2009 № 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам». В частности, указываются недостоверные цены, часто они выражены в иностранной валюте либо в у.е., потребителям не предоставляется полная информация о магазине и товарах, не выдаются документы, подтверждающие факт продажи, ведется торговля запрещенными видами продукции и т.д. В целом «грешили» три четверти из проверенных в этом году 208 магазинов. При этом лишь 45% из них зарегистрировались в Торговом реестре, как того требует постановление Сомина от 29.04.2010 № 649. Если данные проверок экстраполировать на количество входящих в реестр магазинов (почти 6 тыс.), то в реальности по стране их может работать более 13 тыс.

Чтобы навести порядок в виртуальном сегменте ритейла, Минторг ужесточил отношение к нарушителям: если в прошлом году они преимущественно отделывались предупреждениями, то в текущем — чаще платят штрафы. В этой связи уместно напомнить, что согласно ст. 12.17 КоАП нарушение правил торговли и оказания услуг населению влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин (БВ), повторное в течение года — от 10 до 30 БВ. В Минторге жалуются на то, что интернет-магазины часто игнорируют их предписания. Для таких нарушителей ст. 23.1 КоАП предусматривает предупреждение или наложение штрафа до 20 БВ. Увеличение постановлением Совмина от 26.09.2013 № 842 размера БВ с 1 октября 2013 г. до 130 тыс. Br — повод задуматься о возможных последствиях.

Как положительный тренд, И.Барышникова отметила расширение ассортиментного перечня торговли через Интернет — сайты чаще предлагают одежду, цветы, продукты питания, больше стало товаров отечественного производства. Сейчас примерно 42% интернет-магазинов специализируются на продаже сложнобытовой техники, 20% — на электротоварах, 12% — торгуют телерадиотоварами, 14% — одеждой и обувью, 10% — вычислительной техникой.

Исследование Gemius зафиксировало увеличение удельного веса интернет-аудитории регионов при одновременном уменьшении доли столицы и Минской области. Вслед за спросом интернет-магазины активно двинулись за пределы МКАД, расширять географию продаж помогает доставка товаров почтой. Но если в случае визита курьера у потребителя есть шанс предъявить претензии к качеству или неполной комплектности товара, то после вскрытия почтового пакета в домашней тиши без свидетелей покупатель оказывается беззащитным. Минторг обещает исправить ситуацию, для чего совместно с Минсвязи работает над проектом нормативного правового акта, которым будет прописан порядок вскрытия потребителем посылок в присутствии почтового работника. Это даст возможность протоколировать претензии и предъявлять их продавцу.

Словом, сейчас байнет развивается в тех же направлениях, что и в остальном мире: становится доступней, а его инструментарий и услуги — разнообразней. Распространение широкополосного высокоскоростного доступа в Интернет даже составило конкуренцию телевидению. Популярным стал т.н. «тяжелый контент» — люди все чаще смотрят разного рода видео-материалы с экранов компьютеров, а не телевизоров. Так что участники пресс-конференции не понимают, почему некоторые глобальные институты не замечают успехов Беларуси. Например, в рейтинге сетевой готовности 2013 г. Всемирного экономического форма нашей страны просто нет. Но есть и «хорошие» рейтинги от ООН, где, по словам Ю.Зиссера, республика находится в 60-ке лучших в мире. Он даже выразил уверенность, что в ближайшие годы мы окажемся в 30-ке лидеров. Ведь Интернет в каждый дом — это почти про нас.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Яндекс открыл в Беларуси т.н. «острова». Они представляют собой блоки, которые выдаются по поисковому запросу на бета-версии поисковика (beta.yandex.by), и содержат различную информацию — тексты, видео, картинки и интерактивные формы. Таким образом, новая платформа позволяет владельцам сайтов вынести в поиск Яндекса не только текстовую информацию, но и кнопки, а также другие элементы своего ресурса.

«Летом мы запустили бета-версию в России и Украине, сейчас открываем «острова» еще на одном важном для нас рынке — в Беларуси. Постепенно будем увеличивать их количество», — поделился планами руководитель поисковых сервисов Яндекса Роман Чернин. По его словам, офис компании в Минске самый быстрорастущий среди других стран: в 2012 г. в нем работали 19 человек, а в этом уже 80.