$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

РЫНОК УПАЛ НА КИРПИЧ,©

28.11.2014

а плитка — в предложении

В рамках модернизации промышленности стройматериалов в Беларуси было реализовано около 150 инвестпроектов. Однако эффективность многих из них сегодня под вопросом из-за низкого спроса и высокой конкуренции, считают участники республиканского форума «Промышленность строительных материалов Республики Беларусь: конкурентоспособность, эффективное управление, инновации».

Инвестиции в основной капитал отрасли в 2008–2013 гг. составили почти 4 млрд. USD. Это привело к наращиванию мощностей предприятий, намного превышающих внутренние потребности. Сегодня предприятия республики могут выпускать около 100 видов стройматериалов и изделий, причем порядка 30% производимой продукции предназначено на экспорт, сообщил начальник отдела перспективного развития главного управления промышленности строительных материалов Минстройархитектуры Александр Голяш. В частности, речь идет о цементе, щебне, полированном стекле, керамической плитке, кирпиче и т.п. — всего около 80% экспортного объема.

Однако экономический эффект от модернизации выглядит неоднозначно. Например, модернизация цементных заводов обошлась государству в 1,5 млрд. USD. Это, по мнению начальника Международного информационного центра (МИЦ), заместителя директора ГП «Институт жилища — НИПТИС им. Атаева С.С.» Игоря Трофимова, помогло решить вопрос дефицита цемента на внутреннем рынке, на 25% снизить отпускные цены, а также получить мощности, способные конкурировать с европейскими производителями. Остановка за малым — окупаемостью огромных вложений, ради которых были получены китайские связанные кредиты. Возведенные мощности цементной отрасли вдвое превышают нужды внутреннего рынка, но 1/4 их не работает. Уже в текущем году можно было бы выпускать 9,5 млн. т цемента, но спроса на рынке в стране и поблизости на такие объемы просто нет, а транспортировка на дальние расстояния невыгодна.

По данным МИЦ, в январе–октябре Беларусь произвела 4,8 млн. т цемента — на 12,2% больше, чем за аналогичный период 2013 г. При этом потребление на внутреннем рынке выросло лишь на 3,7%, до 3,9 тыс. т. Остальные объемы экспортируются в основном в Россию, которая дала разрешение на ввоз в текущем году 2 млн. т цемента, но цены, а следом и рентабельность, упали. Это вызвано объективными причинами: в европейской части РФ переизбыток производственных мощностей составляет порядка 8 млн. т, отметил И.Трофимов.

Россияне сами стремятся экспортировать свои излишки, прежде всего — в нашу страну, а с юга в Беларусь ввозится украинский цемент. Там из-за стагнации на строительном рынке спрос тоже упал, а потому производители ищут рынки сбыта за рубежом. В придачу в Беларусь везут цемент из Литвы и Латвии. Всего в республику в январе–октябре т.г. поставлено извне 649,9 тыс. т цемента, занявшего 15% внутреннего рынка.

Еще серьезнее ситуация с листовым полированным стеклом. Здесь доля импорта оценивается в 42%: в Беларуси в январе–сентябре т.г. было продано порядка 3,77 млн. м2 импортного стекла, из которых почти 90% — российского производства. Цены у россиян привлекательнее, чем у ОАО «Гомельстекло», дорогостоящая модернизация которого тоже оказалась малоперспективной. Чтобы избежать банкротства предприятия, правительство поддержало реализацию здесь нового многомиллионного инвестпроекта — промышленной переработки стекла. Планируется создать мощности по выпуску 8 млн. м2 энергосберегающего, 3 млн. м2 ламинированного и 3,7 млн. м2 зеркального стекла, причем половина должна перерабатываться на новых линиях. Предполагается таким путем обеспечить импортозамещение и довести долю экспорта завода до 70%. Правда, готовы ли внешние рынки к таким поставкам, по-прежнему неясно.

Традиционно успешное производство керамической плитки на ОАО «Керамин» и «Березастройматериалы» в январе–октябре 2014 г. снизилось на 5,5%, до 21,27 млн. м2. С одной стороны, это почти вдвое больше внутренних потребностей, а с другой — импорт по итогам 10 месяцев т.г. вырос на 6,4%, до 4,96 млн. м2, и его доля достигла 46% на отечественном рынке. Между тем белорусские производители пытаются наращивать экспорт, хотя его эффективность невысока. Поэтому премьер-министр Михаил Мясникович, посетив в октябре «Керамин», отчитал хозяйственников ОАО за низкую в отрасли рентабельность (7–8%), которой, по мнению главы правительства, недостаточно для расширенного воспроизводства и обеспечения отдачи от инвестиций в модернизацию. Впрочем, такая рентабельность вполне соответствует средней по стране, т.е. более чем вдвое ниже уровня инфляции. А потому впору призадуматься о судьбе капиталовложений во всех отраслях республики — особенно ориентированных на российский рынок.

Заместитель генерального директора московской инвестиционно-консалтинговой компании «СМПРО» Евгений Высоцкий, выступая на форуме, признал, что даже при самом оптимистичном сценарии рост российского рынка стройматериалов замедлится, а при неблагоприятном спад может достичь 10–15%. Заметим, что поэтому первоочередным вопросом для правительства и бизнеса сегодня становится реалистичность перспектив экспорта в Россию. Иллюзия бесконечно емкого рынка сбыта и разрекламированных преимуществ евразийской интеграции должна уступить место осторожному и трезвому расчету.

Иван МИХАЛЕВИЧ