$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Рынок упаковки —

05.10.2007

2-5 октября в Минске проходит выставочный форум, объединяющий четыре проекта: «Мир упаковки», «Современная этикетка», «Полимеры и стекло в упаковке» и бизнес-форум «Упаковка & этикетка. Рециклинг».

Что представляет собой белорусский рынок упаковки? Оценить его возможности мы попросили заведующую отделом сопровождения проектов НИИ Белкоопсоюза Анну Степаненко — экс-директора ассоциации «Белинфопак» (организация по ряду причин сегодня существует больше «де-юре, чем де-факто»), преподающую курс упаковки в БНТУ.

- Еще десяток лет назад блеклая упаковка белорусской продукции была главным барьером на ее пути за рубеж. Сегодня картина иная. Какой из сегментов рынка теперь наиболее «упакован», а в каких отраслях упаковка пока «нелюбимое дитя»?

— Основным ее потребителем является пищевая промышленность — 75% всей закупаемой и производимой в стране упаковки идет именно на нужды перерабатывающей промышленности. Роль упаковки для продуктов питания существенна. Это подтверждают результаты исследования рынка мясных продуктов одной консалтинговой компании. Учитывая то, что данный сегмент рынка недостаточно брэндирован, оказалось, что люди, идущие в магазин, заранее не знают, что приобретут, и «покупаются» именно на упаковку.

Кажется, недавно мы носили домой хлеб в авоськах, а сегодня он практически весь «завернут» в специальную упаковку. Это не только гигиенично, увеличивает сроки хранения, но и красиво. Меньше стало претензий к оформлению кондитерских изделий — конфет, печенья, тортов. Какой бы вкусный продукт производитель ни изготовил, чтобы покупатель его захотел купить, товар должен красиво выглядеть на полке и витрине и в потребительской корзинке.

Упаковкой мирового уровня обзавелись ликероводочные предприятия. Их дизайн не раз отмечался на конкурсе «Золотой орех» (проходящем сейчас в рамках выставочного форума в восьмой раз). Решили вопрос с упаковкой белорусские производители напитков и пива. Как правило, тара (ПЭТ-бутылки) изготавливается прямо на предприятиях, производящих пиво и напитки. Зачем возить воздух?

В красивую упаковку «одеваются» белорусская косметика и парфюмерия. Некоторые предприятия, такие как компания «Бел-пласт интернэшнл» (Лида), делают упаковку для такого известного производителя, как компания «Хенкель». А вот легкая промышленность, в частности, фабрики одежды и белья, мало внимания уделяют оформлению. Большинство из них товар, как правило, укладывает в целлофановый пакет. А ведь красиво оформленная покупка — дополнительный элемент радости для покупателя…

- Сегодня многие предприниматели ищут приложения своих сил и капиталов на белорусском рынке. Можно ли упаковку назвать перспективным для инвестиций сегментом рынка?

— Вполне. Но пока упаковочный рынок Беларуси отстает и от российского, и от украинского. Причина, прежде всего, в нехватке материалов собственного производства — большая часть сырья для «одежек» товаров в РБ завозится. А ведь выпуск полимерной продукции — высокорентабельный бизнес. Для меня является загадкой тот факт, почему никто не рискнул заняться ее производством?..

Вместе с тем наши предприятия с каждым годом закупают все больше и больше упаковочного оборудования и материалов для производства. Не имея в штатах специалистов по упаковке и средств на маркетинговые исследования, как правило, приобретают их у отечественных поставщиков, которые завозят технологии и сырье из Германии, Италии, Тайваня, Китая, России. Именно эти страны сегодня диктуют упаковочную моду. Всего на рынке РБ работает более 400 предприятий, занимающихся производством, экспортом готовой упаковки, материалов и упаковочных технологий. «Чистых» производителей — порядка 100.

Для инвесторов рынок упаковки, как говорится, «поле непаханое». Сегодня в стране выращивают самые разнообразные овощи (спаржу, горошек, помидоры и др.), мы экспортируем за границу промпартии замороженных лесных ягод и грибов. Вместе с тем на прилавках магазинов широко представлена линейка замороженных овощей и фруктов только иностранного производства. Кто мешает белорусским предпринимателям составить им конкуренцию и наладить розничную заморозку овощей и фруктов, овощных полуфабрикатов для собственного рынка? Берите кредиты, осваивайте производство.

- О каких суммах идет речь?

— Все зависит от страны-производителя и того, какое именно оборудование закупается. Технологии из Германии и Италии, имеющих многолетние традиции упаковки, — самые дорогостоящие. Полный комплект итальянского оборудования (мойка, резка, сушка) производительностью 1 тыс. кг в сутки обойдется в 1-1,2 млн. EUR. А вот российские и китайские — на порядок дешевле. Например, российский комплект оборудования для заморозки овощей и фруктов будет стоить 300-500 тыс. USD.

Дополнить заморозку можно сушкой. Одним из перспективных направлений переработки сельхозпродукции считаю специальную сушку. В отличие от технологий заморозки при покупке оборудования для сушки сельхозпродукции можно уложиться в 250-300 тыс. USD. Как специалист, подчеркну, что и сушка, и заморозка одинаково щадяще относятся к перерабатываемому сырью: сохраняются практически все полезные качества продукта: микроэлементы, витамины и т. д.

- Какие еще сегменты потребительского рынка не охвачены упаковкой?

— Реализация овощей и фруктов. Из-за отсутствия качественной упаковки мы много теряем при их продаже. При этом не нужно выдумывать ничего нового. Можно использовать опыт поляков, предлагающих нам в супермаркетах шампиньоны в деревянных лукошках. Для производства таких корзинок не нужно вырубать леса — в стране масса древесных отходов.

И всеми любимую «бульбу» можно расфасовывать в полимерные сетки, в которых предварительно вымытый и просушенный картофель «дышит». Пока наши магазины и даже гипермаркеты выкладывают на прилавок картофель, упакованный в традиционные полиэтиленовые пакеты. Конечно, не каждая торговая точка может установить мойку с сушкой. Но в гипермаркетах это вполне можно сделать. Кстати, полимерную сетку для картофеля некоторые предприятия все же используют — завозят ее из Польши. Почему не наладить ее производство дома?

- Какой упаковки еще не хватает?

— Не хватает отечественной одноразовой «упаковки» для общепита. Однажды в порядке эксперимента прошлась по магазинам (типа ГУМ, ЦУМ и др.), расположенным по проспекту Независимости, и выяснила: во всех магазинах продается одноразовая зарубежная посуда.

Требует улучшения упаковка продукции предприятий консервной промышленности. Многие заводы еще расфасовывают соки, овощные консервы, соусы в крышку под закатку. Мало кто из них освоил привлекательную для покупателя крышку твист-офф. Производитель не рискует брать кредиты на техперевооружение, и его вкусная, прекрасная продукция залеживается на складах и прилавках. Привлекательная крышечка для консервов плюс современный дизайн — гарантия окупаемости затрат на закупку нового оборудования по производству и укупорке продукции в стеклотару.

Нужно развивать и технологии упаковки дуй-пак (стоящие пакетики). «Чумак» и другие украинские производители уже давно продают на рынке РБ кетчупы, горчицы, соусы в такой расфасовке. У нас же только одно из предприятий Белкоопсоюза начало выпускать в них различные каши и другие полуфабрикаты.

- Один из разделов упаковочного форума посвящен рециклингу — повторному промышленному использованию отходов производства и потребления. Задумываются ли упаковщики о последствиях их бизнеса для экологии и предпринимают ли какие-то усилия в этом направлении? Бытовой мусор в основном вывозится на свалки — они растут вокруг городов с ужасающей стремительностью…

— Многие не задумываются, что первые признаки разложения тех же ПЭТ-бутылок появятся через 90-100 лет. У нас мало уделяется внимания переработке тары и упаковки. А вот в Европе вторичная переработка упаковки налажена на высоком уровне. Классическим примером является Германия. Если на дорогостоящие проекты по переработке отходов упаковки (типа немецких) не хватает средств, можно использовать опыт Украины. Местные переработчики устанавливают в жилых массивах — в квадрате с 10-12 домами — вагончики с дробилками и прессами (станки сравнительно недорогие: дробилки, например, в РБ производят на Барановичском станкостроительном заводе). Жителям раздают мешки для ПЭТ-тары, затем собирают ее и дробят. Полученную дробленку используют для производства покрытия автодорог, что увеличивает срок их эксплуатации в 3 раза. Появились и более новые технологии использования дробленых полимерных отходов. К ним стали добавлять отходы деревообработки и производить древесно-полимерные композиты. Из них делают скамейки, столики, настилы для пола. В конце концов, ПЭТ-бутылки можно пустить в повторное использование — фасовать средства бытовой химии. Тара — и ее производство, и ее переработка — «золотое дно» для бизнеса.

Тамара МАРКИНА