Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Кадры
27.02.2015 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РЫНОК ТРУДА: СТАБИЛЬНЫЙ ИЛИ ЗАКОСТЕНЕВШИЙ?©

Главным достижением социальной политики белорусских властей принято считать социальную стабильность, воплощением которой является низкая безработица. Очередная Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год, утв. постановлением Совмина от 7.02.2015 № 77 (далее — Программа-2015), призвана еще больше улучшить положение в сфере занятости, в т.ч. уменьшить «трудовую» напряженность в регионах.

Традиционно в Беларуси официальная безработица минимальна — на 1 декабря 2014 г. ее уровень составил 0,5% при годовом прогнозе до 1,5%. При этом характерная особенность отечественного рынка труда — превышение спроса на рабочую силу над ее предложением. И хотя в Программе-2015 отмечается снижение этого спроса — до 43,3 тыс. заявленных вакансий на 1 декабря 2014 г. против 65 тыс. годом ранее, тревоги это не вызывает: данная цифра все равно вдвое ниже количества состоящих на учете безработных (на 1.12.2014 г. — 23,6 тыс.). В то же время настораживает ускорение темпов снижения числа вакансий: в 2013-м по сравнению с предыдущим периодом их стало меньше всего на 3,7%, а сейчас — сразу на 33,4%. Если эта тенденция сохранится, то уже в ближайшие годы на рынке труда предложение рабочей силы может существенно превысить спрос.

В отраслевом разрезе структура спроса мало изменилась. Он вырос в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (с 4,8 тыс. вакансий до 5,2 тыс., или с 7,1% до 9,7% от общего их числа), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (с 7,2 тыс. вакансий до 7,6 тыс., или с 10,8% до 14,2%) и упал в обрабатывающей промышленности (с 16,5 тыс. вакансий до 11,3 тыс., или с 24,6% до 21,2%), строительстве (с 11,4 тыс. вакансий до 10,8 тыс., с увеличением доли в общем их числе с 17% до 20,3%), торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (с 6,5 тыс. вакансий до 4,6 тыс., или с 9,7% до 8,6%), транспорте и связи (с 5 тыс. вакансий до 2,7 тыс., или с 7,4% до 5%).

Рынок труда, как и прежде, испытывает потребность прежде всего в рабочих профессиях, хотя она и снизилась — с 80 до 70% вакансий. Продолжает расти удельный вес мужчин в общем числе зарегистрированных безработных: с 51,5% на 1 декабря 2012 г. до 58,8% на 1 декабря 2013 г. и 61,4% на 1 декабря 2014 г. Одновременно снижается средняя продолжительность безработицы: в 2014 г. — 3,2 месяца, в 2013 г. — 3,4, в 2012-м — 3,7 месяца, причем у женщин она составила 3,7, у мужчин — 2,9, у молодежи — 2,5 месяца.

Средний период трудоустройства, как и год назад, составил 1,4 месяца, в т.ч. у женщин — 1,7 месяца, мужчин и молодых людей — 1,3.

По сравнению с аналогичной прошлогодней программой, утв. постановлением Совмина от 31.01.2014 № 93 (далее — Программа-2014), отмечено, что четверть безработных относятся к категории граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, — инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы, граждане предпенсионного возраста и др. Значительную часть состоящих на учете составляют категории безработных, трудоустройство которых затруднено, — длительно неработающие (17,5%), не имеющие профессии (7%). Впервые за последние годы отмечено, что общем составе безработных 32,7% составляет молодежь в возрасте 16–29 лет.

Урезанная смета

Объем финансирования мероприятий Программы-2014 был сокращен на 18,6% по сравнению с 2013 г. — до 277,1 млрд. Br (см. «ЭГ» № 11 за 11.02.2014 г.). Естественно, это сказалось на эффективности их реализации. Всего за прошлый год:

– оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 148,5 тыс. человек, из них 100 тыс. безработных, т.е. на 13,3% и 11,3% меньше, чем в соответствии с Программой-2014;

– оказано содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма путем предоставления субсидий 1,8 тыс. безработных (на 21,7% меньше);

– организовано обучение 8,7 тыс. граждан (на 9,4% меньше);

– в оплачиваемых общественных работах приняли участие 50,8 тыс. человек (на 18,5% меньше);

– на новое место жительства и работы переселены 239 семей безработных (на 17,0% меньше);

– обеспечено временное трудоустройство 24,5 тыс. учащихся и студентов в свободное от учебы время (на 20,7% меньше).

Таким образом, государство все больше отстраняется от решения проблем безработных, причем сразу по всем направлениям. Вероятно, эта тенденция будет только усиливаться, поскольку на выполнение всех мероприятий Программы-2015 планируется направить лишь 241,15 млрд. Br, т.е. в текущих ценах на 13% меньше, чем в прошлом году, а с учетом инфляции и девальвации — еще меньше.

Ряды редеют

Если в большинстве стран мира одной из главных проблем считается безработица, то у нас, наоборот, власти в основном обеспокоены неблагоприятными демографическими факторами: снижением численности и старением населения, урбанизацией, ухудшением половозрастных пропорций.

Тенденция сокращения трудовых ресурсов продолжает расти. По данным Белстата, в январе–ноябре 2014 г. численность населения, занятого в экономике, составила 4487,5 тыс. человек, что на 1,3% меньше, чем за соответствующий период 2013 г. При этом растет число работающих лиц старше трудоспособного возраста (401,9 тыс. человек в 2013 г. по сравнению с 392,5 тыс. в 2012 г. и 336,4 тыс. — в 2011-м).

Общая численность трудовых ресурсов, по данным баланса трудовых ресурсов республики, сократилась за прошлый год на 0,7%, до 5989,1 тыс. человек. В то же время падение уровня занятости населения прекратилось: он, как и годом ранее, составляет 75,9%, несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению численности занятых.

Как бы предваряя принятие «указа о тунеядцах», разработчики Программы-2015 включили в нее необходимую для его обоснования информацию. Так, численность незанятого населения в трудоспособном возрасте в 2013 г. составила 1443,5 тыс. человек (25,8% населения в трудоспособном возрасте). При этом помимо граждан, не работающих по объективным причинам, в число незанятых входят не работающие лица, которых потенциально можно вовлечь в экономику. Среди них те, кто не имеет работы и активно ее ищет (212,2 тыс. человек, или 14,7%), работает за границей (63,4 тыс., или 4,4%), лица, ведущие домашнее хозяйство, — 123,6 тыс. человек (8,6%), лица, считающие, что невозможно найти работу, а также не имеющие необходимости или желания работать, — 66,8 тыс. человек (4,6%), безработные, зарегистрированные в органах по занятости, — 23,4 тыс. человек (1,6%).

Если в Программе-2014 одной из основных причин снижения числа занятых в экономике было названо уменьшение численности трудоспособного населения, то теперь это объясняется оптимизацией численности работников — в связи с комплексной модернизацией экономики, что сопровождается внедрением современных систем управления и увольнением лишних работников.

Причиной региональных проблем с занятостью (трудоизбыточность в одних регионах и дефицит кадров в других, дисбаланс профессионально-квалификационной структуры локальных рынков труда) называется территориальная неравномерность размещения трудовых ресурсов (37% трудовых ресурсов приходится на Минск и Минскую область) и их низкая мобильность.

Интересно, что привлечение иностранной рабочей силы (24,3 тыс. человек, что практически совпадает с числом зарегистрированных на 1 декабря 2014 г. безработных) частично способствовало решению вопросов кадрового обеспечения. При этом основное количество въехавших в Беларусь на работу в январе–сентябре 2014 г. составили граждане Украины (9687 человек, или 39,8% от общего числа въехавших), Китая (4007 человек, или 16,5%) и России (3037 человек, или 12,5%). При этом отток рабочей силы за пределы республики, который назывался одной из главных проблем в предыдущие годы, в Программе-2015 вообще не упоминается.

Ожидаемые результаты

Согласно расчетам в 2015 г. в органах по занятости будет зарегистрировано около 180 тыс. безработных (в прошлом году говорилось о 200 тыс.), а общее количество граждан, нуждающихся в содействии в трудоустройстве, достигнет 280 тыс. (в 2004-м — 225 тыс.). Но такие сдвиги не должны повлиять на общие результаты: по мнению разработчиков Программы-2015, предлагаемые в ней меры позволят сохранить уровень регистрируемой безработицы в пределах, не превышающих 1,5%, в т.ч. в Брестской области — 1,4%, Витебской — 1,6%, Гомельской — 1,5%, Гродненской — 1,4%, Минской — 1,4%, Могилевской — 1,5% и Минске — 0,6%.

Понятно, что при подготовке Программы-2015 использовалась только информация, полученная из органов по занятости, которые в нашей стране обычно игнорируют и те, кто ищет работу, и большинство нанимателей, размещающих вакансии. Но такое «кривое зеркало» вполне устраивает власти.

Александр ГАНАГО

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В 2015 г. в России армия безработных пополнится на 434 тыс. человек, а уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, вырастет до 6%, говорится в январском прогнозе Минэкономразвития РФ. И это оптимистичный вариант — еще в декабре там ожидали худшего развития событий, а в Минтруда вообще прогнозировали рост числа безработных на 650 тыс. человек, до 1,6 млн.

Дополнительные расходы на организацию временной занятости растущего числа безработных Минтруда оценило в 33,7 млрд. RUB. Меры поддержки рынка труда предполагают опережающее профессиональное образование для работников, которые находятся под риском увольнения, стимулирование занятости молодежи на социальных проектах и организацию социальной занятости инвалидов. На эти цели потребуется еще около 18 млрд. RUB.

Но ни эти меры, ни «относительно спокойная ситуация на рынке труда по сравнению с прошлым кризисом» не спасут от более существенного сокращения реальной заработной платы (на 9,6%), чем в 2009 г. (3,5%). Отрицательная динамика зарплат в 2015 г. скажется и на реальных располагаемых доходах населения (падение на 6,3%).

В то же время директор российского Института социального анализа и прогнозирования Татьяна Малеева считает, что предложенные антикризисные меры поддержки занятости в условиях долгосрочного экономического кризиса не только бесполезны, но и контрпродуктивны. Феномен российского рынка труда — слабый рост безработицы в кризис: вопреки экономической теории вместо снижения занятости при сохранении уровня зарплат происходит сохранение занятости при падении зарплат. Выбрав поддержку социально значимых крупных предприятий, государство одновременно поддерживает и архаическую структуру занятости.

Первые жертвы кризиса — это сектор торговли, связанной с импортом, финансовый и банковский секторы, а также строительство, предупреждает Т. Малеева. Что касается географии кризиса, то начнется он с мегаполисов, но быстро распространится на реальный сектор экономики и промышленные центры, сконцентрированные в моногородах.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений