$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Кадры

РЫНОК ТРУДА: СТАБИЛЬНЫЙ ИЛИ ЗАКОСТЕНЕВШИЙ?©

27.02.2015

Традиционно в Беларуси официальная безработица минимальна — на 1 декабря 2014 г. ее уровень составил 0,5% при годовом прогнозе до 1,5%. При этом характерная особенность отечественного рынка труда — превышение спроса на рабочую силу над ее предложением. И хотя в Программе-2015 отмечается снижение этого спроса — до 43,3 тыс. заявленных вакансий на 1 декабря 2014 г. против 65 тыс. годом ранее, тревоги это не вызывает: данная цифра все равно вдвое ниже количества состоящих на учете безработных (на 1.12.2014 г. — 23,6 тыс.). В то же время настораживает ускорение темпов снижения числа вакансий: в 2013-м по сравнению с предыдущим периодом их стало меньше всего на 3,7%, а сейчас — сразу на 33,4%. Если эта тенденция сохранится, то уже в ближайшие годы на рынке труда предложение рабочей силы может существенно превысить спрос.

В отраслевом разрезе структура спроса мало изменилась. Он вырос в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (с 4,8 тыс. вакансий до 5,2 тыс., или с 7,1% до 9,7% от общего их числа), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (с 7,2 тыс. вакансий до 7,6 тыс., или с 10,8% до 14,2%) и упал в обрабатывающей промышленности (с 16,5 тыс. вакансий до 11,3 тыс., или с 24,6% до 21,2%), строительстве (с 11,4 тыс. вакансий до 10,8 тыс., с увеличением доли в общем их числе с 17% до 20,3%), торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (с 6,5 тыс. вакансий до 4,6 тыс., или с 9,7% до 8,6%), транспорте и связи (с 5 тыс. вакансий до 2,7 тыс., или с 7,4% до 5%).

Рынок труда, как и прежде, испытывает потребность прежде всего в рабочих профессиях, хотя она и снизилась — с 80 до 70% вакансий. Продолжает расти удельный вес мужчин в общем числе зарегистрированных безработных: с 51,5% на 1 декабря 2012 г. до 58,8% на 1 декабря 2013 г. и 61,4% на 1 декабря 2014 г. Одновременно снижается средняя продолжительность безработицы: в 2014 г. — 3,2 месяца, в 2013 г. — 3,4, в 2012-м — 3,7 месяца, причем у женщин она составила 3,7, у мужчин — 2,9, у молодежи — 2,5 месяца.

Средний период трудоустройства, как и год назад, составил 1,4 месяца, в т.ч. у женщин — 1,7 месяца, мужчин и молодых людей — 1,3.

По сравнению с аналогичной прошлогодней программой, утв. постановлением Совмина от 31.01.2014 № 93 (далее — Программа-2014), отмечено, что четверть безработных относятся к категории граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, — инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы, граждане предпенсионного возраста и др. Значительную часть состоящих на учете составляют категории безработных, трудоустройство которых затруднено, — длительно неработающие (17,5%), не имеющие профессии (7%). Впервые за последние годы отмечено, что общем составе безработных 32,7% составляет молодежь в возрасте 16–29 лет.

Урезанная смета

Объем финансирования мероприятий Программы-2014 был сокращен на 18,6% по сравнению с 2013 г. — до 277,1 млрд. Br (см. «ЭГ» № 11 за 11.02.2014 г.). Естественно, это сказалось на эффективности их реализации. Всего за прошлый год:

– оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 148,5 тыс. человек, из них 100 тыс. безработных, т.е. на 13,3% и 11,3% меньше, чем в соответствии с Программой-2014;

– оказано содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма путем предоставления субсидий 1,8 тыс. безработных (на 21,7% меньше);

– организовано обучение 8,7 тыс. граждан (на 9,4% меньше);

– в оплачиваемых общественных работах приняли участие 50,8 тыс. человек (на 18,5% меньше);

– на новое место жительства и работы переселены 239 семей безработных (на 17,0% меньше);

– обеспечено временное трудоустройство 24,5 тыс. учащихся и студентов в свободное от учебы время (на 20,7% меньше).

Таким образом, государство все больше отстраняется от решения проблем безработных, причем сразу по всем направлениям. Вероятно, эта тенденция будет только усиливаться, поскольку на выполнение всех мероприятий Программы-2015 планируется направить лишь 241,15 млрд. Br, т.е. в текущих ценах на 13% меньше, чем в прошлом году, а с учетом инфляции и девальвации — еще меньше.

Ряды редеют

Если в большинстве стран мира одной из главных проблем считается безработица, то у нас, наоборот, власти в основном обеспокоены неблагоприятными демографическими факторами: снижением численности и старением населения, урбанизацией, ухудшением половозрастных пропорций.

Тенденция сокращения трудовых ресурсов продолжает расти. По данным Белстата, в январе–ноябре 2014 г. численность населения, занятого в экономике, составила 4487,5 тыс. человек, что на 1,3% меньше, чем за соответствующий период 2013 г. При этом растет число работающих лиц старше трудоспособного возраста (401,9 тыс. человек в 2013 г. по сравнению с 392,5 тыс. в 2012 г. и 336,4 тыс. — в 2011-м).

Общая численность трудовых ресурсов, по данным баланса трудовых ресурсов республики, сократилась за прошлый год на 0,7%, до 5989,1 тыс. человек. В то же время падение уровня занятости населения прекратилось: он, как и годом ранее, составляет 75,9%, несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению численности занятых.

Как бы предваряя принятие «указа о тунеядцах», разработчики Программы-2015 включили в нее необходимую для его обоснования информацию. Так, численность незанятого населения в трудоспособном возрасте в 2013 г. составила 1443,5 тыс. человек (25,8% населения в трудоспособном возрасте). При этом помимо граждан, не работающих по объективным причинам, в число незанятых входят не работающие лица, которых потенциально можно вовлечь в экономику. Среди них те, кто не имеет работы и активно ее ищет (212,2 тыс. человек, или 14,7%), работает за границей (63,4 тыс., или 4,4%), лица, ведущие домашнее хозяйство, — 123,6 тыс. человек (8,6%), лица, считающие, что невозможно найти работу, а также не имеющие необходимости или желания работать, — 66,8 тыс. человек (4,6%), безработные, зарегистрированные в органах по занятости, — 23,4 тыс. человек (1,6%).

Если в Программе-2014 одной из основных причин снижения числа занятых в экономике было названо уменьшение численности трудоспособного населения, то теперь это объясняется оптимизацией численности работников — в связи с комплексной модернизацией экономики, что сопровождается внедрением современных систем управления и увольнением лишних работников.

Причиной региональных проблем с занятостью (трудоизбыточность в одних регионах и дефицит кадров в других, дисбаланс профессионально-квалификационной структуры локальных рынков труда) называется территориальная неравномерность размещения трудовых ресурсов (37% трудовых ресурсов приходится на Минск и Минскую область) и их низкая мобильность.

Интересно, что привлечение иностранной рабочей силы (24,3 тыс. человек, что практически совпадает с числом зарегистрированных на 1 декабря 2014 г. безработных) частично способствовало решению вопросов кадрового обеспечения. При этом основное количество въехавших в Беларусь на работу в январе–сентябре 2014 г. составили граждане Украины (9687 человек, или 39,8% от общего числа въехавших), Китая (4007 человек, или 16,5%) и России (3037 человек, или 12,5%). При этом отток рабочей силы за пределы республики, который назывался одной из главных проблем в предыдущие годы, в Программе-2015 вообще не упоминается.

Ожидаемые результаты

Согласно расчетам в 2015 г. в органах по занятости будет зарегистрировано около 180 тыс. безработных (в прошлом году говорилось о 200 тыс.), а общее количество граждан, нуждающихся в содействии в трудоустройстве, достигнет 280 тыс. (в 2004-м — 225 тыс.). Но такие сдвиги не должны повлиять на общие результаты: по мнению разработчиков Программы-2015, предлагаемые в ней меры позволят сохранить уровень регистрируемой безработицы в пределах, не превышающих 1,5%, в т.ч. в Брестской области — 1,4%, Витебской — 1,6%, Гомельской — 1,5%, Гродненской — 1,4%, Минской — 1,4%, Могилевской — 1,5% и Минске — 0,6%.

Понятно, что при подготовке Программы-2015 использовалась только информация, полученная из органов по занятости, которые в нашей стране обычно игнорируют и те, кто ищет работу, и большинство нанимателей, размещающих вакансии. Но такое «кривое зеркало» вполне устраивает власти.

Александр ГАНАГО

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В 2015 г. в России армия безработных пополнится на 434 тыс. человек, а уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, вырастет до 6%, говорится в январском прогнозе Минэкономразвития РФ. И это оптимистичный вариант — еще в декабре там ожидали худшего развития событий, а в Минтруда вообще прогнозировали рост числа безработных на 650 тыс. человек, до 1,6 млн.

Дополнительные расходы на организацию временной занятости растущего числа безработных Минтруда оценило в 33,7 млрд. RUB. Меры поддержки рынка труда предполагают опережающее профессиональное образование для работников, которые находятся под риском увольнения, стимулирование занятости молодежи на социальных проектах и организацию социальной занятости инвалидов. На эти цели потребуется еще около 18 млрд. RUB.

Но ни эти меры, ни «относительно спокойная ситуация на рынке труда по сравнению с прошлым кризисом» не спасут от более существенного сокращения реальной заработной платы (на 9,6%), чем в 2009 г. (3,5%). Отрицательная динамика зарплат в 2015 г. скажется и на реальных располагаемых доходах населения (падение на 6,3%).

В то же время директор российского Института социального анализа и прогнозирования Татьяна Малеева считает, что предложенные антикризисные меры поддержки занятости в условиях долгосрочного экономического кризиса не только бесполезны, но и контрпродуктивны. Феномен российского рынка труда — слабый рост безработицы в кризис: вопреки экономической теории вместо снижения занятости при сохранении уровня зарплат происходит сохранение занятости при падении зарплат. Выбрав поддержку социально значимых крупных предприятий, государство одновременно поддерживает и архаическую структуру занятости.

Первые жертвы кризиса — это сектор торговли, связанной с импортом, финансовый и банковский секторы, а также строительство, предупреждает Т. Малеева. Что касается географии кризиса, то начнется он с мегаполисов, но быстро распространится на реальный сектор экономики и промышленные центры, сконцентрированные в моногородах.


Труд: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях