Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Финансы
10.01.2003 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рынок государственных ценных бумаг: вчера, сегодня, завтра

Более 70 лет финансовая политика в Беларуси осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов. С приобретением суверенитета Беларусь, как и все государства с переходной экономикой, столкнулась с проблемой недостаточности доходов для поддержа...
Более 70 лет финансовая политика в Беларуси осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов. С приобретением суверенитета Беларусь, как и все государства с переходной экономикой, столкнулась с проблемой недостаточности доходов для поддержания прежних социальных стандартов жизни населения.

В ПРОЦЕССЕ финансового регулирования появились новые для республики экономические категории: дефицит бюджета, источники его финансирования, государственный внутренний и внешний долг. Ограниченные сырьевые возможности, особое отношение международных финансовых институтов к проводимой страной экономической политике и практическое отсутствие с их стороны финансовой поддержки требуют взвешенного подхода к вопросам определения размеров дефицита бюджета и источников его финансирования. Тем не менее дефицит республиканского консолидированного бюджета за последние годы не превышает 3% от ВВП, что соответствует требованиям Маастрихтского соглашения.

В соответствующие периоды развития суверенной Беларуси использовались разные источники финансирования дефицита бюджета. С образованием и развитием фондового рынка все большую роль приобретают государственные ценные бумаги -- долговые обязательства, выпускаемые правительством или уполномоченными на это государственными органами для привлечения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. Ценные бумаги правительства являются одним из основных безынфляционных источников финансирования дефицита бюджета, инструментом регулирования финансового рынка страны, объектом инвестирования свободных денежных средств физических и юридических лиц.

Объемы размещения государственных займов и расходы по их погашению и обслуживанию определяются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год исходя из уровня инфляции, роста ВВП и других макроэкономических показателей. В Беларуси первый выпуск государственных краткосрочных облигаций в соответствии с разработанной нормативно-правовой базой был реализован в феврале 1994 г. и составил 0,2 млрд. ВYR. В настоящее время еженедельно объемы размещения могут достигать до 30 млрд. ВYR.

Законодательно дано право Министерству финансов осуществлять от имени правительства Беларуси выпуски следующих видов государственных ценных бумаг: для физических лиц -- облигации государственного выигрышного валютного займа, сберегательного займа; для юридических лиц -- государственные краткосрочные и долгосрочные облигации с купонным доходом, облигации, не обращающиеся на вторичном рынке, компенсационные, долгосрочные государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте, векселя правительства. Таким образом, спектр инструментов фондового рынка, которые может использовать правительство для привлечения и перераспределения свободных денежных средств, достаточно велик. Беларусь занимает второе место после Российской Федерации среди стран бывшего Советского Союза по номенклатуре выпускаемых государством ценных бумаг.

ОБЪЕМЫ привлечения средств зависят не только от количества видов фондовых инструментов, но и от складывающейся экономической ситуации, функционирования всех секторов экономики, состояния финансового рынка, наличия свободных денежных средств у инвесторов. Это подтверждается развитием рынка ГКО, спрос на которые со стороны инвесторов, в основном банков республики, в 1996--1998 гг. превышал объявленную Минфином эмиссию в два-три раза и позволял правительству привлекать средства в необходимых объемах с минимальными затратами при отсутствии других видов ценных бумаг.

Несмотря на динамичное развитие данного сектора финансового рынка в целом, в течение 2000--2001 гг. имели место серьезные проблемы с размещением облигаций на аукционах. Данный период характеризуется колебаниями уровня инфляции, соответственно ставки рефинансирования Нацбанка (впервые за семь лет разница между установленной ставкой рефинансирования и реальными процентными ставками на рынке достигала 70 пунктов), процентных ставок как на рынке межбанковского кредитования, так и на валютном, фондовом, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

В конце 2001 г. были сомнения: возможно ли изменить ситуацию, вернуть привлекательность государственных ценных бумаг как объекта для инвестирования? Подводя итоги минувшего года, можно с удовлетворением отметить: нам это удалось! За январь -- ноябрь 2002 г. Министерством финансов размещено облигаций на сумму более 685 млрд.ВYR, своевременно произведено погашение на общую сумму более 418 млрд.ВYR. На 1.12.2002 г. финансирование дефицита бюджета посредством размещения ценных бумаг правительства составило более 266 млрд.ВYR, за аналогичный период 2001 г. -- только на 43,4 млрд.ВYR. За 11 месяцев 2002 г. осуществлено 108 выпусков ГКО, 11 выпусков ГДО с купонным доходом, а также 30 выпусков государственных облигаций, номинированных в СКВ. Практически ежедневно инвесторы имели возможность приобретать облигации с различными сроками обращения. Привлеченные средства использовались для финансирования плановых мероприятий, связанных с выполнением социальных государственных программ, поддержки важных отраслей народного хозяйства, для погашения предыдущих выпусков, улучшения ликвидности банковской системы посредством переоформления задолженности хозяйствующих субъектов перед банками в ценные бумаги правительства, при неравномерном пополнении доходной части бюджета.

Расходы по выпуску и обслуживанию государственных займов составили к расходам республиканского бюджета за январь -- июнь 1,85%, январь -- октябрь -- 2,08%, к доходной части соответственно -- 1,96% и 2,15%, т.е. значительно ниже международных нормативов и в пределах показателей, установленных в Законе "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год". Это стало возможным благодаря расширению способов размещения облигаций, дроблению крупных объемов эмиссии, осуществлению выпусков с различными сроками обращения, работе министерства с банковской системой и другими участниками фондового рынка, выравниванию процентных ставок по различным финансовым инструментам, более согласованной политики Министерства финансов и Национального банка, что является неотъемлемым условием стабилизации экономических процессов в республике.

В целях выполнения заданий по финансированию дефицита республиканского бюджета, аккумулирования свободных денежных средств населения в минувшем году осуществлялись выпуски государственных ценных бумаг для физических лиц -- облигаций государственного выигрышного валютного займа и облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь, размещение которых идет довольно успешно. В I квартале 2003г. будет продолжена реализация указанных выше облигаций.

ПЛАНОМ совместных действий Национального банка и правительства РБ, Центрального банка и правительства РФ государственные ценные бумаги определены как основной источник финансирования дефицита госбюджета. В этой связи перед Министерством финансов стоит важная задача -- повысить эффективность их размещения, инвестиционную привлекательность, обеспечить доступность информации для всех групп инвесторов. Этому будет способствовать совершенствование законодательно-нормативной базы, регулирующей данный сегмент финансового рынка, в частности подготовленный Минфином проект постановления Совета Министров "Основные условия выпуска государственных ценных бумаг Республики Беларусь", согласованный со всеми органами государственного управления. Принятие данного документа позволит использовать новые способы реализации облигаций, обеспечит равные права для всех участников фондового рынка по покупке ценных бумаг правительства, внедрить электронный документооборот. В 2003 г. Министерство финансов совместно с другими организаторами и участниками фондового рынка продолжит работу по совершенствованию его инфраструктуры. Большое значение будет уделено обеспечению информационной прозрачности операций, регулярному информированию о планируемых выпусках и об итогах размещения государственных облигаций в средствах массовой информации, а также посредством использования адреса сайта Минфина в Интернете ( httр://nсрi.gоv.bу/minfin/ ) и через информационную систему ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений