$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

Рядом жить — торговать да дружить

19.12.2006

Должность Н. А.  Федорчука — советник председателя облисполкома по региональному сотрудничеству и торговле. Уже одно ее наличие в штате витебской «вертикали» свидетельствует о том, какое здесь значение придают добрососедским связям. И то сказать: область граничит с тремя государствами — Литвой, Латвией и Россией.

— К сожалению, торговля со странами Балтии в последние годы несколько снизилась, — констатирует Николай Алексеевич. — Их рынки затоварены немецкой, голландской, шведской продукцией, нашей пробиваться сложнее. И не потому, что она хуже или дороже. И в Литве, и в Латвии по-прежнему высок спрос на белорусский трикотаж, продукты питания, обувь, стройматериалы и другие товары — знаем это по ярмаркам, которые сопровождают различные культурные мероприятия. Но население этих стран теперь вынуждено жить по западным стандартам и потреблять то, что ему навязывает Европа. Зато торговля с Россией ведется весьма успешно.

За январь-сентябрь 2006 г. общий внешнеторговый оборот Витебщины составил 3074,8 млн. USD — прирост к соответствующему периоду прошлого года почти 31%. При этом темп экспорта — 130,4%. Торгуют с зарубежьем более 1200 субъектов хозяйствования области. Крупнейшими внешнеторговыми партнерами являются Великобритания и Нидерланды, на третьем месте — Россия, внешнеторговый оборот с которой достиг 1377,6 млн. USD (темп за год 128,4%), в т.ч. экспорт — 389,3 млн. USD (113,6%).

Охотнее всего россияне покупают витебские мясомолочные товары, пищевые продукты, кондитерские и текстильные изделия, шоколад, обувь, кирпич и другую продукцию производственно-технического назначения. Правда, за этот же период замедлились темпы продаж тех же телевизоров, ковров, трикотажа, станков, стеклотканей.

В региональном аспекте основные российские торговые партнеры Витебщины — это Москва, С.-Петербург, Московская, Смоленская, Свердловская Самарская и Ярославская области, Красноярский край.

— Московский рынок, — продолжает Н.Федорчук, — конечно, очень перспективный. Только от участия в ярмарке 1-3 сентября наши предприятия выручили более 477 млн. Вг, или 222 тыс. USD. На 2,85 млн. Вг реализовал продукции облпотребсоюз, на 325 тыс. — СООО «Белвест», чуть меньше — ОАО «Витебский мясокомбинат», да и остальные 28 участников не остались внакладе. А всего таких вояжей в первопрестольную организуем 7-8 за год. Москвичи уже знают, что обязательно пригоним 3-4 десятка фур к Новому году, Пасхе, Дню Победы, Празднику Москвы и к другим памятным датам, и каждый раз почти все разбирают и спрашивают, когда приедем в следующий раз.

Справедливости ради отметим, что торговать в Москве сложно. Здешние цены в «рознице», навязываемые оптовиками, на большинство потребительских товаров такие же, как и в республике. Высоки риски несвоевременных расчетов и неуплаты НДС, «кусается» цена вхождения на рынок. Например, стоимость размещения товара на полках крупных сетевиков («Перекресток», «Копейка») доходит до 5-10 тыс. USD. Значительны расходы на рекламу и согласование документации. Заметно лоббирование, причем на самом высоком уровне, интересов собственных торговых структур (как правило, не товаропроизводителей), контролирующих поставки на рынок столицы.

В последнее время россияне установили жесткий ветеринарный контроль над ввозом мясомолочных изделий из Беларуси. В результате ряд зарегистрированных в Витебске компаний, учредителями которых выступили московские организации, занимающиеся поставкой импортного мяса из Польши, Дании, Литвы и Германии и перерабатывающие его в полуфабрикаты, имел постоянные проблемы с получением российских ветеринарных сертификатов.

С учетом сложившихся условий и с целью минимизации затрат предприятия области предпочитают регистрировать свои представительства в менее затратных Смоленской и Московской областях, откуда товар затем поступает в Москву и другие регионы РФ. Скажем, в Смоленске зарегистрировано 290 предприятий с участием представителей Витебщины. Два субъекта хозяйствования — ОАО «Витебские ковры» и «Белвест» — имеют здесь свои фирменные магазины. Создана дилерская сеть Городокской птицефабрики, ОАО «Полоцкое пиво», функционирует сервисный центр телезавода «Витязь», активно работают витебские строители. В результате за последние 3 года экспорт в этот регион вырос с 12 до 57 млн. USD.

Итоги внешнеторгового сотрудничества Витебской области за 9 мес. 2006 г. с приграничными областями России, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве, представлены в таблице (млн. USD).

Несмотря на трудности витебчане все же не отказываются от амбициозных планов «покорить» если не всю столицу, то хотя бы ее часть. Подготовлены документы на участие в тендере на поставку в Северный административный округ Москвы детского питания, подготовлены документы на строительство оптово-розничного центра предприятий Витебской области в Восточном Дегунино — на предпроектные работы и различные согласования уже затрачено более 700 тыс. USD. В Центре будут размещены складские помещения для накопления продукции, офисы представительств заинтересованных предприятий и банков, выставочный и торговый залы. В Западном Дегунино подобран объект для открытия фирменного магазина Оршанского льнозавода. А в Савеловском районе в самое ближайшее время будет открыт фирменный магазин Витебского мясокомбината. На улице Бутырской, 73 вскоре может разместиться представительство Витебской области.

На днях стало известно о распоряжении московских властей передать здание облисполкому в аренду на 49 лет для проведения работ по его восстановлению (как архитектурный памятник оно подлежит реставрации) и организации деятельности представительства.

Развитию торговли способствуют контакты витебчан с соседями по линии торгово-промышленных палат, советов промышленников, путем организации различных выставок («Беларусь — ваш торговый партнер», «Придвинская весна») и ярмарок — например, выходного дня. Перспективно участие в международных программах по приграничному сотрудничеству по линии ЕС, в частности по развитию туризма и проведению туров (например, на базе комплекса «Михайловское», Смоленского кремля, Полоцкого историко-архитектурного заповедника). Проблема в различных ставках и регламентах визовых сборов в России и Беларуси, что создает неудобства для иностранных туристов.

В 2007 г. объемы экспорта витебской продукции должны возрасти еще на 13-15%. Пропускные способности авто — и железнодорожной сети области имеют достаточный запас для ее надежной транспортировки. Предусмотрено и развитие экспорта услуг — транспортные, например, за счет наращивания мощностей пограничных автопереходов увеличатся на 8%.