$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Ружьё, которое не выстрелит

29.11.2016

Представим себе театр. Медленно гаснут лампы в хрустальных люстрах, поднимается занавес, и на сцене появляется человек. Он, не торопясь, заряжает охотничье ружьё, вешает на крючок и, кивнув своим мыслям, удаляется. На сцене появляются актёры, развиваются события – но заинтригованные зрители время от времени поглядывает на ружье в ожидании выстрела. Могут ли стать таким «ружьем» изменившиеся требования к главному бухгалтеру в Законе от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», вступающем в силу с 1 января 2014 г., и «выстрелят» ли они когда-нибудь? Чтобы понять это, проанализируем нормы статьи 8 нового Закона.

Максим ЗНАК, партнер АБ «Адвокаты «ЮрЗнак»

***

Эта статья была опубликована более 3-х лет назад - в "ЭГ" № 65 от 06.09.2013 г. – почти сразу после принятия нового Закона "О бухгалтерском учете. Но в полной мере ее актуальность стала видна сейчас.

***

Любое изменение законодательства – это маленькое произведение необычного жанра. У него есть сюжет, действующие лица, пролог и эпилог. Каждый день в Беларуси появляются несколько десятков нормативно-правовых актов. Перефразируя классика, можно утверждать, что если нормы принимаются, значит это кому-нибудь нужно. Понять истинный смысл каждой из них – задача правоприменителей.

 

Среди приемов и методов толкования законодательства существует один, который не упоминается в учебниках по общей теории права, но очень прост и полезен в использовании. Условно его можно назвать «принципом презумпции разумности законодателя»: при толковании любого закона, прежде чем ударяться в анализ грамматических конструкций, стоит помнить, что законодатель априори должен поступать разумно. Если законопроект прошел сложную систему различных согласований и всё же был принят, значит, изменения имеют смысл.

Требуются образованные и опытные

Итак, согласно п. 3 ст. 8 Закона 57-З на должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Нацбанка) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

- наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;

- отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Напомним, что согласно ст. 7 действующего Закона от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 3321-XII), на должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет. Данная формулировка и требование о наличии «специального образования» вдвойне неудачна, так как, во-первых, достоверно не понятно, что это требование означает, а во-вторых, оно перекликается со своеобразным «словосочетанием-омонимом». Дело в том, что согласно ст. 256 Кодекса об образовании, специальное образование «направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество». Применять это определение к бухгалтерам было не только неправильно, но и обидно.

Новая формулировка «образование… предоставляющее право работать по специальности бухгалтера» также представляется неудачной и неясной. Образование может входить в состав необходимых требований к кандидату на должность, но не будет «предоставлять право» работы по специальности. По крайней мере, в настоящее время в законодательстве нет прямого указания на то, что какое-либо среднее специальное или высшее образование «предоставляет» соответствующее право. Однако вспомним о презумпции разумности. Очевидно, имеется в виду образование, наличие которого требуется в соответствии с законодательством для работы по соответствующей должности.

Можно обратиться к Единому квалификационному справочнику должностей служащих (ЕКСД) для определения требований к образованию главного бухгалтера. Логика размышлений будет выглядеть примерно так:

  1. Согласно Закону от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к законодательству, в частности, относятся акты законодательства, включающие постановления республиканских органов государственного управления (в т.ч. Минтруда и соцзащиты).
  2. В соответствии с выпуском 1 ЕКСД, утв. постановлением Минтруда от 30.12.1999 № 159 к главному бухгалтеру предъявляется требование о наличии высшего профессионального (экономического) образования и стажа финансово-бухгалтерской работы, в т.ч. на руководящих должностях, не менее 5 лет.
  3. Согласно п. 9 Общих положений ЕКСД, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 2.01.2012 №1, наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном) образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки.
  4. На должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством (п. 12 Общих положений ЕКСД).

Совокупность изложенных норм приводит к ошибочному выводу, что ничего в законодательстве не изменилось, и бухгалтеры, не имеющие высшего либо среднего специального профессионального (экономического) образования, смогут выполнять свои функции, как и раньше, «в порядке исключения».

Однако надо учесть два других немаловажных аспекта.

Во-первых, п. 12 Общих положений ЕКСД позволяет отступить от требований квалификационного справочника, только если иное не установлено законодательством. Следовательно, если ограничения установлены не справочником, а другим актом законодательства, то «исключение» невозможно.

В частности, ст. 7 Закона № 3321-XII всегда использовалась в качестве примера, когда «иное установлено законодательством». В связи с тем, что Закон № 3321-XII требует наличия «специального образования», всегда подчеркивалось, что Общие положения ЕКСД не дают права «в порядке исключения» принимать на должность главного бухгалтера специалиста, не имеющего высшего либо среднего специального образования и не прошедшего специальных курсов (переподготовки, повышения квалификации).

Обратим внимание, что Закон № 57-З (а не подзаконный акт) предусматривает наличие высшего образования, предоставляющего в соответствии с законодательством право работать по специальности бухгалтера, либо наличие среднего специального образования, предоставляющего такое право. Одновременно Законом № 57-З (а не квалификационным справочником) также установлены требования к стажу работы по специальности – не менее 3-х лет (для любого лица, включая имеющих соответствующее высшее образование).

Во-вторых, органом, курирующим вопросы образования, является не Минтруда и соцзащиты, а Минобразования.

В соответствии с п. 1.13 ст. 1 Кодекса об образовании Общегосударственный классификатор РБ «Специальности и квалификации» (ОКСК) – технический нормативный правовой акт. Он определяет коды и наименования профилей образования и соответствующие им первичные должности служащих (профессии рабочих) по Общегосударственному классификатору РБ «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-2009) и является обязательным для применения при реализации образовательных программ.

Согласно п. 4.4 ОКСК, утв. постановлением Минобразования от 2.06.2009 № 36, этот классификатор используется, в частности, для решения задачи обеспечения соответствия квалификаций по специальностям (направлениям специальностей) спросу и предложениям на рынке труда, взаимообусловленности квалификаций и первичных должностей служащих, определяемых на основе ОКРБ 006-2009 и ЕКСД. Согласно п. 4.5 ОКСК обеспечивает связь специальностей и квалификаций с первичными должностями служащих согласно ОКРБ 006-2009.

Анализируя ОКСК, можно прийти к выводу, что на должность «бухгалтер» (код 20281 по ОКРБ 006-2009) должны приниматься лица, получившие образование по следующим специальностям:

 

Код профиля и направления образования, специальности

Наименование специальности, специализации

1–25 01 08

Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)

1–25 01 08-01

Бухгалтерский учет, анализ и аудит (в банках)

1–25 01 08-02

Бухгалтерский учет, анализ и аудит (в бюджетных организациях)

1–25 01 08-03

Бухгалтерский учет, анализ и аудит (в коммерческих и некоммерческих организациях)

2–25 01 35

Бухгалтерский учет, анализ и контроль

3–25 01 52

Бухгалтерское дело

25 80 05

Бухгалтерский учет, статистика

25 81 06

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

1-25 01 11

Аудит и ревизия

1-26 02 02-01

Менеджмент (финансовый и инвестиционный)

1-25 03 71

Бухгалтерский учет и контроль в банках

1-25 03 72

Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных и научных организациях

1-25 03 74

Бухгалтерский учет и контроль в потребительской кооперации

1-25 03 75

2-25 03 71

Бухгалтерский учет и контроль в промышленности

1-25 03 76

Бухгалтерский учет и контроль на предприятиях транспорта

1-25 03 78

Бухгалтерский учет и контроль в строительстве

1-25 03 79

Бухгалтерский учет и контроль в агропромышленном комплексе

1-25 03 80

Бухгалтерский учет и контроль в лесном хозяйстве

1-25 03 81

Бухгалтерский учет и контроль в сфере туризма и гостеприимства

1-25 03 82

Бухгалтерский учет и контроль в торговле и общественном питании

1-25 03 84

Бухгалтерский учет и контроль во внешнеэкономической деятельности

1-25 03 88

2-25 03 72

Бухгалтерский учет и контроль в предпринимательской деятельности

2-25 03 73

Бухгалтерский учет и контроль на малых и средних предприятиях

 

Таким образом, можно полагать, что если в законодательство не будет внесено изменений, то каждый из вновь принимаемых на работу главных бухгалтеров должен будет иметь соответствующее высшее, либо среднее специальное образование, предоставляющее право работы по специальности, а также стаж работы по специальности «бухгалтер» не менее 3-х лет. Особо отметим, что в Законе № 3321-XII не предусмотрен вариант наличия иного образования и прохождения специальных курсов, а понятие «стаж работы по специальности «бухгалтер»«, очевидно, отличается от стажа работы по должности «бухгалтер».

Право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей гарантировано ст. 41 Конституции. Размышляя о правомерности введенных Законом № 57-З ограничений, обратимся к Решению Конституционного суда от 5.07.2013 № Р-831/2013, принятом в порядке предварительного конституционного контроля, в котором указано, что нормы Закона № 57-З, устанавливающие требования о наличии у лица высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством право работать по специальности бухгалтера, не противоречат ст. 41 Конституции.

Не место красит человека

Если с принятием на работу новых главных бухгалтеров (в т.ч. уволенных с предыдущего места работы) все более-менее ясно, то возникает ряд вопросов по правовым последствиям для тех организаций, где работает главный бухгалтер, не соответствующий новым требованиям. Обязан ли наниматель расторгнуть трудовые отношения с ним, и по какому основанию? Вправе ли наниматель расторгнуть трудовые отношения с таким главным бухгалтером? Какие санкции применят контролирующие органы в случае несоблюдения названного требования?

Трудовой кодекс (ТК) предусматривает исчерпывающий перечень оснований для увольнения работника по инициативе нанимателя (ст.ст. 42, 47 ТК) либо по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 44 ТК).

Согласно п. 3 ст. 44 ТК трудовой договор подлежит прекращению при нарушении установленных правил приема на работу. Учитывая, что новые правила будут действовать с 1 января 2014 г., по данному основанию трудовые отношения с ранее принятыми работниками расторгнуть нельзя.

В свою очередь п. 3 ст. 42 ТК предусматривает право нанимателя расторгнуть трудовой договор ввиду несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы. Согласно ст. 1 ТК, квалификация – это уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.). Подчеркнем, что расторжение трудового договора по данному основанию является правом, а не обязанностью нанимателя (в отличие от некоторых случаев обязательного привлечения к дисциплинарной ответственности). Поэтому возникает следующий вопрос: имеет ли наниматель право после 1.01.2014 г. уволить главного бухгалтера, не имеющего соответствующего высшего либо среднего специального образования?

В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 №2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» суды должны иметь в виду, что расторжение трудового договора по мотиву отсутствия специального образования, если оно согласно законодательству не является обязательным условием при заключении трудового договора, недопустимо. Следовательно, можно сделать вывод о том, что если законодательство предусматривает наличие специального образования в качестве обязательного условия заключения трудового договора, то увольнение по п. 3 ст. 42 ТК может быть правомерно. Более того, в судебной практике встречались случаи, когда работник перестал соответствовать предъявляемым требованиям во время нахождения в трудовых отношениях с нанимателем – например водитель в установленном порядке был лишен прав управления транспортным средством. Даже в такой ситуации увольнение по п. 3 ст. 42 ТК признавалось судом правомерным.

Можно ли распространять указанную аналогию на случаи, когда «лишенной прав» без всяких виновных действий оказалась большая группа давно работающих бухгалтеров, прошедших переподготовку на базе иного высшего образования или закончивших курсы, которых в свое время в Беларуси было великое множество, – большой вопрос. Многое будет зависеть от позиции правоприменительных органов и судебной практики. При этом, даже если право нанимателя на увольнение главного бухгалтера (в порядке принятия мер для соблюдения нормы Закона № 57-З) будет подтверждено практикой, некоторым утешением для работников послужит сложная процедура проведения данного увольнения (невозможно для отдельных категорий работников, требует принятия мер для перевода сотрудника (с его согласия) на другую работу (в т.ч. с переобучением), необходимость уведомления (или согласия) профсоюза, предполагает выплату выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка и т.д.).

Впрочем, даже если массовые увольнения не последуют, важен сам факт возможного предоставления нанимателю дополнительного основания для увольнения. Главный бухгалтер и так относится к категории работников с особыми рисками: согласно п. 1 ст. 47 ТК он может быть уволен в случае однократного грубого нарушения трудовых обязанностей. В соответствии с п. 5 Декрета от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» под грубым нарушением трудовых обязанностей понимается неисполнение Конституции, решений Президента, законов, постановлений Совмина и судебных постановлений. При этом факт нарушения законодательных актов и постановлений правительства зачастую устанавливается в ходе любой проверки ведения бухгалтерского учета. Дополнительное предоставление нанимателю права для «безвиновного» увольнения главного бухгалтера может привести к тому, что будет уволен добросовестный работник, либо же работник будет оставлен на работе только при выполнении определенных условий нанимателя. Напомним, что в соответствии со ст. 7 действующего Закона № 3321-XII главный бухгалтер, осуществляющий руководство бухгалтерским учетом в организации, подчиняется непосредственно руководителю организации. В случае возникновения разногласий между ними по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций. Данные нормы почти без изменений перекочевали в ст. 8 нового Закона № 57-З. Однако если наниматель (в лице руководителя организации) вправе в любой момент припомнить строптивому главбуху его «образовательную неполноценность» и поставить вопрос об увольнении, то желания спорить и требовать письменного распоряжения в конфликтных ситуациях у главы бухгалтерии сильно поубавиться. Ведь уволившись, такой работник претендовать на должность главного бухгалтера в другом месте уже не сможет.

Этот фактор скажется и на его авторитете среди остальных сотрудников, для которых согласно как старому, так и новому закону указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны.

Что касается возможности привлечения нанимателя к ответственности за невыполнение требований законодательства к образованию лица, назначаемого на должность главного бухгалтера, то единственный теоретически возможный к применению состав содержится в ст. 12.1 КоАП. Нарушение должностным лицом юридического лица или ИП установленного порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при УСН) и отчетности влечет штраф от 4 до 20 базовых величин. Впрочем, обосновать состав такого нарушения достаточно сложно, но тем не менее возможно построением следующей цепочки:

1) руководитель организации в соответствии со ст. 7 Закона № 57-З обязан организовать ведение бухгалтерского учета;

2) назначение несоответствующего требованиям Закона № 57-З главного бухгалтера нарушает порядок ведения такого учета.

Новые требования о наличии соответствующего образования коснутся и субъектов хозяйствования, ведущих бухгалтерский учет на основании договора. Любой ИП, а также как минимум один специалист бухгалтерской организации, оказывающие услуги заказчику, должен иметь высшее или среднее специальное образование, «предоставляющее право работать по специальности бухгалтера», а также стаж работы «по специальности бухгалтера» не менее 3-х лет. Несоблюдение этих требований может вызвать обвинение в незаконной предпринимательской деятельности (ст. 12.7 КоАП, ст. 233 УК), что грозит не только штрафом, но и конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.

Нормы о наличии соответствующего образования и стажа по специальности распространяются даже на руководителей, самостоятельно ведущих бухгалтерский учет (с 2014 г. такое право предоставлено руководителям организацией со средней численностью работников до 15 человек -- микроорганизаций, а также товариществ собственников и религиозных организаций). Очевидно возникнут проблемы у руководителей ряда унитарных предприятий, которые в соответствии с действующим законом решили самостоятельно вести бухгалтерский учет при отсутствии специального образования.

Таким образом, новшества, внесенные Законом № 57-З, на проверку может оказаться достаточно серьезными и потенциально влекущим негативные последствия для многих граждан и организаций. Искренне хочется верить в устные заверения специалистов о том, что, как и раньше, можно будет принимать на должность главного бухгалтера лицо, не имеющее соответствующего образования либо стажа. Более того, вполне можно допустить, что правоприменительная практика пойдет именно по такому пути:

- на основании п. 12 общих положений ЕКСД будет допускаться отступление от норм Закона № 57-З;

- увольнение работников по п. 3 ст. 42 либо по п. 3 ст. 44 будет неправомерным;

- руководители унитарных предприятий смогут и дальше работать без главного бухгалтера в штате.

Вполне возможно, что никакого ружья на сцене нет, оно лишь макет, не заряжено, и не выстрелит. Но так уж устроены юристы и бухгалтеры, что даже после опубликования письменных разъяснений, но до внесения изменений в законодательство, каждый из них будет подсознательно ожидать «выстрела».

***

Также читайте:  

Право на место в бухгалтерии/ Леонид Фридкин;  

КТО ВОЗГЛАВИТ БУХГАЛТЕРИЮ:  возможны варианты и компромиссы/ Максим Знак

                          

Автор публикации: Максим ЗНАК, партнер АБ «Адвокаты «ЮрЗнак»


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях