$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

РУБЕЖ ПЛАНОВОЙ НАДЕЖДЫ©

19.11.2013

Дожать инфляцию до 11%, удержать среднегодовой курс рубля на отметке 9800 USD/Br, обеспечить прирост реально располагаемых доходов населения на 3% и ВВП — на 3,3% рассчитывает правительство в последнем варианте прогноза социально-экономического развития на следующий год.

Полгода упорных поисков консенсуса привели разработчиков прогноза к следующим рубежам: экономический рост должен быть обеспечен за счет роста добавленной стоимости: в промышленности на 3,8%, строительстве — на 2,8%, в сельском хозяйстве — на 2,4%, сфере услуг — на 3,2%. При этом главными драйверами роста власти видят наращивание экспорта (на 11,6%, до 40,7 млрд. USD) и использование финансовых инструментов. Поскольку реализация планов будет зависеть от возможности финансирования текущего счета платежного баланса, ключевыми факторами назначены внешняя торговля, поступления от приватизации и прямые иностранные инвестиции.

При этом положительное значение сальдо внешней торговли товарами и услугами должно составить 105 млн. USD (0,1% ВВП). Достичь этого авторы прогноза надеются путем замедления импорта (до 6,1%) и стимулированием экспорта, включая заимствования и компенсации процентов по кредитам из бюджета. Всего же в 2014 г. на оказание господдержки реальному сектору в виде возмещения процентных ставок по кредитам в госбюджете предусмотрено 10 трлн. Br. При этом пока не уточняется, какой окажется эффективность такого экспорта (и всего роста экономики) при подобных затратах.

ГЛАВНЫМ индикатором модернизации производства назначена выручка от реализации на одного работника, которая должна вырасти на 23%, до 738 млн. Br, или 75,3 тыс. USD. Также предполагается создать 47 тыс. новых рабочих мест, на которых будет обеспечена выручка на одного занятого в размере 83 тыс. USD. Эти планы тоже потребуют немалых затрат. Всего на инвестиции в основной капитал запланировано направить более 228 трлн. Br — на 11,6 трлн. меньше, чем предлагалось в проекте прогноза полгода назад. В жилищное строительство решено влить 52 трлн. Br, что позволит ввести в эксплуатацию 6,5 млн. м2, в т.ч. с господдержкой — 2,5 млн. м2. Решить эти задачи власти надеются с помощью прямых иностранных инвестиций в размере 4,5 млрд. USD. Сумма довольно скромная по сравнению с проектом полугодовой давности, где фигурировал показатель в 6,7 млрд. Впрочем, и нынешний план притока капитала на чистой основе обеспечить будет непросто: инвестиционный климат в стране по-прежнему оставляет желать лучшего. Однако правительством в целях балансировки бюджета и наращивания золотовалютных резервов запланировано привлечь не менее 2 млрд. USD от приватизации. В проекте закона о республиканском бюджете значатся поступления средств от реализации принадлежащего государству имущества в объеме 19,6 трлн. Br, в т.ч. 695 млрд. Br — от «пилотного» проекта по продаже госпакетов акций 6 предприятий: ОАО «Барановичский КЖБК», «Белсантехмонтаж-2», «Автомагистраль», «СМТ-8», «Белгазстрой», «Медпласт». Однако эти переходящие из года в год планы целиком зависят от заинтересованности инвесторов, которые регулярно слышат негативные оценки приватизации как попытки распродажи за бесценок народного достояния и наблюдают случаи возврата приватизированных предприятий под контроль государства.

БЕЗДЕФИЦИТНОСТЬ бюджета на 2014 г. будет целиком зависеть от привлечения дополнительных источников финансирования для погашения: госдолга в сумме 2,6 млрд. USD; внесения средств в уставные фонды предприятий — 2,4 трлн. Br; исполнения гарантий правительства по ранее выданным кредитам — 1,5 трлн. Br. Для финансирования этих обязательств планируются внешние и внутренние заимствования в иностранной валюте на сумму 1,5 млрд. USD, а также привлечение доходов от приватизации госсобственности на сумму 2 млрд. USD. Кроме того, Минфин озадачен поиском дополнительных источников для ресурсной поддержки кредитования жилья в размере 6 трлн. Br. Таким образом, объем внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета составит 16,2 трлн. Br. Объем внешнего финансирования дефицита распубликанского бюджета на 2014 г. составит 1,6 млрд. USD. Погашение кредитов международных организаций обойдется в 1,8 млрд. USD, а общая сумма платежей по погашению внешнего госдолга составит 2,4 млрд. USD. В целях рефинансирования платежей по погашению внешнего госдолга планируется выпуск государственных ценных бумаг, формирующих внешний госдолг в объеме 800 млн. USD. Лимит внешнего госдолга на 2014 г. предлагается установить в размере 15,5 млрд. USD, внешнего долга, гарантированного правительством, — 3 млрд. USD.

Cпоры вокруг проекта бюджета еще продолжаются. Первый вице-премьер Петр Прокопович настаивает на ликвидации перекрестного субсидирования и перераспределения всей нагрузки на бюджет. Однако, по оценке Минфина, финансирование таких расходов возможно за счет дефицита бюджета и дополнительных источников заимствований на внутреннем и внешнем рынках в объеме более 9 трлн. Br (1 млрд. USD). Учитывая, что ликвидация перекрестного субсидирования влечет дополнительные бюджетные риски и сопряжено с ограниченными возможностями новых заимствований, решено выбрать поэтапный подход к решению проблемы.

По мнению премьер-министра Михаила Мясниковича, основные задачи прогноза — развитие экономики в условиях недостаточности ресурсов, сокращение перекрестного субсидирования, поиск баланса между растущей бюджетной поддержкой реального сектора и сохранением социальных обязательств — следует решать без наращивания долгового бремени. При этом правительство считает основным фактором, сдерживающим рост недостаточную конкурентоспособность экономики. Повысить ее власти надеются путем ускоренной модернизации, требующей привлечения значительных ресурсов. Однако, с одной стороны, применение традиционных мер кредитования может вести к наращиванию внутреннего спроса, ухудшению внешнеторгового баланса, давлению на обменный курс. Поэтому следует отказаться от решения структурных проблем экономики посредством кредитных инструментов, считает М.Мясникович.

С ДРУГОЙ стороны, власти не желают признавать, что замедление роста и неконкурентоспособность — прямое следствие административно-командной экономической модели. В отсутствие структурных реформ эффективность использования средств, затраченных на техническое перевооружение, остается низкой, а мотивация ее повышения отсутствует. Главными стимулами остаются угрозы лишения должностей и уголовной ответственности — вплоть до «отвинчивания голов». Но мировая практика показывает, что высокие темпы роста сегодня возможны лишь в развивающихся странах, где происходит активная модернизация производства от достаточно низкого уровня, который мы давно превзошли. В развитых странах рост в основном связан с инновациями, но не «местного», а мирового уровня, который у нас, к сожалению, не наблюдается. Взамен декларируется, что прогноз на 2014 г. подготовлен как переходный: от модели планирования на основе количества и темпов к модели развития, ориентированной на качество и эффективность.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ, по оценке правительства, проведение модернизации будет сопровождаться высвобождением из низкоэффективных и вспомогательных производств около 70 тыс. человек, и потребуется их трудоустройство на дополнительно создаваемые рабочие места. Исходя из потребности в создании новых предприятий предусмотрено выделение бюджетных средств в размере до 1% от доходной части местных бюджетов на развитие в регионах объектов инфраструктуры для предпринимательской деятельности. При этом ожидается, что вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП достигнет 27%. Как это произойдет при недоступности кредитных ресурсов, авторы прогноза не уточняют. Между тем инфляцию планируется удержать в пределах 11% и кредитование должно проводиться в пределах, не нарушающих макроэкономическую стабильность. Поэтому приоритетом будут не объемы заимствований, а повышение эффективности их использования. Стало быть, приходится ожидать конкуренции за ресурсы, в которых выиграют сильнейшие — по умению их получать.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях