$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

Розницу двигает дискаунтер

02.12.2016

По оценкам зарубежных специалистов, Беларусь опережает другие страны Восточной Европы по доле дискаунтеров в продовольственной рознице. В дальнейшем этот сегмент будет стабильно расти, считает старший аналитик компании Euromonitor International Мария МИЛАШЕВИЧ.

– Мария, чем объяснить уменьшение объемов розничной торговли продуктами питания в Беларуси и России?

– Главная причина здесь – экономический спад. Впрочем, несмотря на рост в отдельных странах (например, в Румынии – на 13%), в целом стагнация характерна для всего региона Восточной Европы.

Этой тенденции не избежала и ваша страна (по данным Белстата, объем продаж продовольственных товаров в розничной торговле сократился по итогам 10 месяцев т.г. на 1,2% по сравнению с январем–октябрем 2015 г. в сопоставимых ценах – прим. «ЭГ»), что тоже вызвано нестабильной ситуацией в регионе, спадом ВВП, девальвацией рубля, высокой инфляцией и снижением уровня жизни населения.

– Каковы основные тенденции развития современной розничной торговли в Восточной Европе и в Беларуси? Есть ли общие черты в структуре этого сегмента торговли у нас и в целом по региону?

– Развитие современных форматов – самый активный тренд в торговле продовольствием. Он влияет на поведение как потребителей, так и участников рынка. Доля современной розницы в денежном выражении в 2015 г. в Восточной Европе составила 67%, в США – 85%, Западной Европе – 80%. В Беларуси она значительно ниже – около 49%. Это связано, прежде всего, с недостатком инвестиций, нестабильной экономической и политической ситуацией, сохранением традиционных каналов, таких как открытые рынки и несетевые маленькие продуктовые магазины.

Развитие современной розницы связано с процессами глобализации и урбанизации, активными действиями игроков рынка, меняющимся поведением потребителя. Так, в ряде стран Восточной Европы, например, в Словении, Эстонии, Латвии, Литве, Словакии, Чехии, проникновение современной розницы близится к 90%.

– Какой сегмент розничной торговли можно считать самым популярным и быстрорастущим?

– В странах Восточной Европы и в Беларуси самый активно развивающийся канал – дискаунтеры. Если в начале 2000-х гг. активно развивались супермаркеты и гипермаркеты, то сейчас структура современной розницы меняется. Быстрее всего растут дискаунтеры. Согласно нашему прогнозу эта категория покажет 5%-ный среднегодовой рост в 2017–2020 гг. в сопоставимых ценах.

Пока в странах Восточной Европы наибольшую долю в продовольственной рознице занимают супермаркеты (45%) и гипермаркеты (23%). В Беларуси на них приходится соответственно 32% и 16% всех объектов торговли. Зато магазинов «у дома» больше в Европе – 18% против ваших 12%. В Беларуси, согласно статистике, больше дискаунтеров и магазинов на АЗС: соответственно 36% и 4% против 11% и 3% в странах Восточной Европы в целом.

– Как сочетаются развитие дискаунтеров и собственных торговых марок сетей в продовольственной рознице?

– В связи со значительным развитием дискаунтеров собственные торговые марки (СТМ) показывают стремительный рост. Интенсивность их проникновения больше, чем дискаунтеров в прогнозируемом периоде, т.к. собственные торговые марки активно развиваются и других форматах современной розницы.

Развитие сетями собственных торговых марок – один из самых заметных трендов на рынке Восточной Европы. Например, проникновения СТМ в Венгрии – 26%, Словении – 20%, Румынии – 19%. Доверие к СТМ легло в основу развития дискаунтеров. В Беларуси же оно менее 5%.

– Почему вы считаете, что до 2020 г. рынок розничной торговли в Беларуси практически не вырастет?

– По нашему прогнозу, экономика Беларуси довольно долго будет стагнировать: рост реального ВВП не превысит 1% в ближайшие 5 лет, инфляция останется достаточно высокой (8–9% ежегодно), продолжится падение национальной валюты. Все это негативно отразится на развитии продовольственной розницы. Ведь ее динамика зависит от стабильности и развития экономики.

– Каковы перспективы развития интернет-торговли в Беларуси в ближайшие несколько лет?

– Полагаю, что интернет-торговля будет расти в среднем на 7% в год в ближайшие 5 лет без учета инфляции. Развитие онлайн-торговли – общая и наиболее заметная тенденция не только в вашей стране или в Восточной Европе, но и во всем мире. При этом чем ниже в настоящее время доля онлайн-покупок в стране, в т.ч. и Беларуси (0,5 млрд. EUR в 2015 г.), тем значительнее будет рост. Все условия для этого есть – растет доверие к онлайн-покупкам и электронным расчетам, расширяются ассортимент и знания потребителей, увеличивается проникновение Интернета и использование современных гаджетов. Немаловажный фактор – рост популярности международных онлайн-магазинов, таких как, например, Aliexpress, который входит в 10 самых посещаемых сайтов в Беларуси.

             Беседовала

Оксана КУЗНЕЦОВА

ОТ РЕДАКЦИИ

Дискаунтер – это магазин с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей, с достаточно низкими ценами. Такой формат популярен везде, особенно в странах с низкими и падающими доходами населения. Не является исключением и Беларусь. Правда, позиционирование в качестве дискаунтера не избавляет белорусских субъектов розничной торговли от соблюдения требований законодательства, в т.ч. касающихся ассортиментных перечней, использования кассовых аппаратов и терминалов и т.п.