$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

РОЗНИЧНЫЙ ФРОНТ: БЕЗ ФЛАНГОВ И РЕЗЕРВОВ©

07.02.2012

Отечественной торговле в 2012 году предстоит тяжелая борьба с товарным и валютным дефицитом на внутреннем рынке. На обоих направлениях от нее ждут только побед, но не обещают подкреплений. Между тем успешный результат не гарантирован. Ситуация в отрасли, как свидетельствуют итоги прошлого года, рассматривавшиеся на прошлой неделе на коллегии Минторга, остается проблемной.

Значительность торговли для страны показывает уже то, что ее доля в национальном ВВП составляет 12,5%, сообщил вице-премьер Сергей Румас. С другой стороны, ее состояние — индикатор уровня жизни населения. Эти связи были особенно заметными в прошлом году.

Так, розничный товарооборот по всем каналам реализации вырос в 2011 г. по сравнению с 2010-м на 6,6%, до 114,9 трлн. Br, сообщил первый заместитель министра торговли Александр Забелло. Однако одновременно ухудшилась структура розничного товарооборота. Доля продовольствия в нем увеличилась на 0,3% и составила 53,6%. Тот факт, что белорусы покупают продуктов больше, чем непродовольственных товаров, свидетельствует о снижении жизненного уровня населения. К тому же периодически возникавший ажиотажный спрос то на сахар, то на другие продукты питания и товары длительного пользования, их массовый неорганизованный вывоз, девальвация белорусского рубля привели к всплеску объема розничного товарооборота в I полугодии и его падению во втором. К примеру, в мае рост достиг 125% к аналогичному периоду прошлого года, а в ноябре снизился до 92,5%.

Повторения такой волатильности правительство больше видеть не желает. Поэтому, по словам вице-премьера, важнейшей задачей для Минторга в 2012 г. является обеспечение покупательского спроса населения широким ассортиментом потребительских товаров и в первую очередь — отечественного производства.

Легкого ее решения не предвидится, да и о стабилизации на потребительском рынке страны говорить преждевременно. Об этом свидетельствуют предварительные итоги января. По оптимистической оценке, рост объема розничного товарооборота в первый месяц года составит не более 1%. Между тем на текущий год запланирован 5-процентный рост, а резервов для достижения этого показателя не густо.

В 2012 г. произошло ухудшение договорных условий поставки товаров, прежде всего отечественными товаропроизводителями, отметил первый замглавы Минторга. Свыше 60% производителей, включая предприятия Минсельхозпрода, Белгоспищепрома, Минпрома, Белнефтехима, значительно сократили сроки оплаты. Это серьезно препятствует торговым организациям в реализации политики импортозамещения — поставщики зарубежных товаров готовы предлагать отсрочки и скидки. Поэтому крупным торговым сетям, среди которых «Соседи», «Виталюр», «Рублевский», «Пятый элемент», «Евроопт», как правило, выгоднее работать с импортом.

Новый удар в спину потребительскому рынку готовы нанести цены. Правда, по мнению А.Забелло, в 2011 г. торговля больше, чем другие отечественные отрасли, радела о сдерживании инфляции. Но помощи ждать неоткуда. «Анализ показывает, что сохраняется диспаритет цен с сопредельными странами», — пояснил первый замминистра. В частности, по его словам, свинина и говядина в Беларуси дешевле, чем в России, Украине, Польше, Литве и Латвии от 1,5 до 8 раз, молочная продукция — от 2 до 5 раз, хлеб — от 2 до 11 раз, мука — до 2 раз. Внутри страны есть своя «пятая колонна» — диспаритет цен на социально значимые товары. При равном предельном уровне торговых надбавок в разных регионах цены порой разнятся в два раза. В результате белорусам часто выгодно съездить за покупками в соседний район, город или область, что вызывает недовольство местного населения. В Минторге считают: такое явление свидетельствует о том, что кое-кто из производителей социально значимых товаров уклоняется от выполнения требований по ограничению рентабельности. Но административное сдерживание цен не только обходится дорого, но и провоцирует предприятия на экспорт своей продукции. Как следствие, сокращается ее доля на прилавках отечественных магазинов.

Решать эту проблему правительство намерено за счет повышения цен до уровня, обеспечивающего рентабельность поставок на внутренний рынок. Шаги непопулярные, но, как подчеркнул С.Румас, необходимые. Заметим, что по сути это грозит очередным витком инфляции. Но о соблюдении ее обещанного 20-процентного порога речь на коллегии не шла.

Кроме того, вице-премьер указал на низкий уровень торговой инфраструктуры, без чего, по его словам, нельзя сформировать реальную конкурентную среду. При нормативе 600 м2 торговых площадей на 1000 жителей реальный показатель в 1,5 раза ниже. Но повлиять на ситуацию Минторг не в состоянии: развитие торговой инфраструктуры зависит в основном от местных органов власти, определяющих градостроительную политику. При этом она реализуется исполкомами, как правило, без участия управлений торговли. Например, в центре Минска сегодня открываются бутики с дорогими импортными товарами, но мало продовольственных магазинов, торговых объектов с ширпотребом. Аналогичная ситуация и во всех областных центрах страны.

Темпы развития сетевой торговли в Беларуси сегодня отстают от потребности и планов. В 2011 г., например, были сорваны сроки ввода в строй 7 супермаркетов — в Минске, Гродненской, Брестской, Витебской областях. Между тем торговые сети доказали свою эффективность. У них лучше логистика, а их присутствие, как считают в Минторге, позитивно сказывается на развитии отраслевой конкуренции, качестве торгового обслуживания и ценах.

Важным направлением развития инфраструктуры отрасли ее руководство считает поддержку государством процесса открытия магазинов шаговой доступности. Причем в крупных городах для этого, по словам А.Забелло, должны использоваться первые этажи, подвальные и полуподвальные помещения в домах старой постройки. Правда, кто будет инвестировать в их строительство, на коллегии не уточнили. Между тем у отечественного бизнеса свободных денег нет. Правительство советует искать капитал за рубежом и установило Минторгу задание по привлечению в 2012 г. на чистой основе 103 млн. USD прямых иностранных инвестиций. По словам С.Румаса, это будет один из главных оценочных показателей работы ведомства.

Правда, в прошлом году с привлечением ПИИ вышла заминка — планы не выполнили как в Минторге и в других министерствах, так и в целом по стране. Особенно плачевно обстоят дела в регионах, признал А.Забелло. По Гомельской, Брестской и Витебской областям сумма привлеченных средств иностранных инвесторов не превысила 1–2% от годового задания. Однако каких-то новых стимулов, которые бы заставили иностранцев поддержать нашу торговлю (как, впрочем, и остальные отрасли), пока не видно.

Иван МИХАЛЕВИЧ