$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Розничная торговля: между свободой и ответственностью

29.09.2017

В пакет документов, направленных на стимулирование деловой активности и устранение излишних требований к бизнесу, кроме актов Президента, часть из которых уже принята, а остальные должны быть опубликованы в ближайшее время, входит и проект обновленного закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – проект). Текст последнего, размещенный на сайте МАРТ, содержит немало нововведений, напрямую затрагивающих интересы делового сообщества.

Представляя проект, начальник уп­рав­ления торговли, промышленного и агропромышленного комплекса МАРТ Виолетта Брезовская сообщила, что опубликован он для публичного обсуждения, и призвала активнее к нему подключаться. «Нам важен диалог с бизнесом», – подчеркнула она. Отметим, что такого диалога предприниматели добиваются долгие годы, но чаще всего он носит формальный характер: большинство их предложений или «уходят в песок», или просто игнорируются. Возможно, рас­сматриваемый проект станет одним из немногих примеров, когда пожелания бизнеса будут реально учтены.

Мечты сбываются

О некоторых нововведениях проекта еще недавно можно было только мечтать. Так, в случае его принятия в представленном виде будет введен уведомительный принцип начала работы субъектов торговли и общепита. Они смогут «стартовать» со следующего дня после направления уведомления о начале осуществления деятельности в исполком или местную администрацию, ничего ни с кем не согласовывая.

Планируется отменить необходимость создания объектов торговли и общепита в строгом соответствии со схемой их размещения, равно как и обязанность по разработке таких схем.

Должна быть упразднена процедура согласования режима работы объектов торговли и общепита, за исключением тех, которые работают с 23.00 до 7.00.

Согласно проекту исключается обязанность внесения субъектами торговли и общественного питания информации о своем товарообороте в Торговый реестр. Сведения в него будут вноситься на основании информации, содержащейся в уведомлениях о начале осуществления соответствующей деятельности.

Проведение любых ярмарок нужно будет согласовывать только с местными органами власти по месту проведения мероприятия (раньше требовалось еще и получение разрешения от МАРТ).

За ненадобностью предполагается отменить статьи действующего Закона от 8.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон о торговле), в которых сейчас установлены требования к соблюдению социальных стандартов в области торговли и общепита, а также порядок проведения закупочных и товарных интервенций.

Обещанная ликвидация препятствий для развития интернет-торговли в проекте свелась к упоминанию новой – дистанционной формы торговли (без определения, что это такое), отмене большинства действующих ограничений на нее и включению отсылочных норм на другие правовые акты, которые должны будут такую торговлю регулировать.

Несколько устрашающе выглядит право министра МАРТ и его замов приостанавливать на срок до 90 дней работу объектов торговли и общепита в случае, если по результатам проверки будут установлены факты нарушения законодательства о ценообразовании, в области торговли и общественного питания (без уточнения, насколько они серьезны), а при неустранении этих нарушений – вообще запрещать их работу. Правда, в Законе о торговле срок приостановки деятельности не установлен (т.е. он может быть больше 90 дней), а выносить соответствующее предписание может не только МАРТ, но и КГК, Минэкономики и исполкомы. Так что определенное смяг­чение законодательства при желании можно обнаружить и здесь.

Над схваткой

В извечном споре между поставщиками товаров и торговлей по поводу оплаты товаров разработчики проекта явно постарались занять нейтральную позицию. Если при работе над действующей редакцией Закона о торговле победили первые, пролоббировав включение в нее жестких сроков расчета за поставленные продовольственные товары, то из проекта эти нормы просто исключены.

Однако это совсем не означает полной бесконтрольности таких расчетов: полномочия по определению сроков оплаты за продовольственные товары, приобретаемые по договорам, предусматривающим их поставку, должны быть переданы Совмину. Так что торговым предприятиям, чтобы узнать, будут ли учтены их жалобы на вымывание оборотных средств из-за обязанности оплачивать еще не проданные товары, придется подождать принятия соответствующего подзаконного акта.

В то же время поставщики товаров явно побеждают в решении проблемы всевозможных «поборов» со стороны торговли и понуждения к заключению очевидно не выгодных для них договоров, в которых прописаны либо дополнительные обязательства (типа возврата поставщику товаров с истекшим срок годности), либо плата за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, – за разгрузку транспорта, приемку товаров, подготовку их к продаже и т.д. На все это содержится прямой запрет и в Законе о торговле, и в проекте, но он далеко не всегда исполняется. Поэтому предполагается за подобные нарушения при заключении договоров предусмотреть в КоАП ответственность в виде штрафа от 20 до 80 базовых величин в зависимости от вида нарушения.

В КоАП планируется включить и штрафы за несоблюдение других требований к условиям заключения договоров, предусматривающих поставку продовольственных товаров при осуществлении торговли и общепита.

Свободный общепит

В сфере общепита претензий к властям также немало, и, надо отдать должное разработчикам проекта, основания для большинства из них они постарались устранить. В частности, из него исключено такое понятие, как ассортиментный перечень продукции общепита. Другими словами, владельцы белорусских кафе, ресторанов и столовых, как и во всем цивилизованном мире, смогут сами решать, чем им кормить посетителей и какие напитки предлагать.

Кроме того, согласно проекту объекты общепита можно будет создавать без подразделения их на типы и классы, а привычные наименования (ресторан, кафе и т.п.) должны сохраниться не для контролеров, которые проверяют, соответствует ли данный объект всем установленным для него нормам и правилам, а исключительно чтобы посетители лучше ориентировались, в какое заведение они попали и на какое обслуживание могут рассчитывать.

Отвечать придется

Естественно, в проекте можно обнаружить не только послабления для субъектов торговли и общепита, но и их дополнительные обязанности.

Так, ассортиментный перечень товаров для розничной торговли сохраняется. При этом в случаях, установленных Президентом, его будет нужно согласовывать с исполкомами и местными администрациями.

Планируется заставить торговые сети самостоятельно рассчитывать свою долю в объеме розничного товарооборота продовольственными товарами в тех границах, где расположены их торговые объекты, на основании информации, публикуемой на сайте Белстата, и если она превысит 18%, направлять информацию об этой доле в МАРТ и соответствующий исполком. При этом до даты расчета сеть не сможет принимать каких-либо решений, направленных на увеличение торговой площади для продажи продовольственных товаров, равно как и в случае, если она больше 20%.

А чтобы не возникало соблазна несколько «подправить» полученные цифры, за несвоевременное представление, непредставление или искажение сведений о результатах расчета доли предполагается установить штраф, размер которого должен навсегда отбить желание заниматься приписками, – до 10% от объема розничного товарооборота продовольственных товаров за предыдущий год.

Кроме того, проект обязывает и торговые сети, и поставщиков размещать на своих сайтах информацию о выборе контрагента. Для сетей она должна содержать условия сотрудничества, включающие объемы поставок продовольственных товаров, их ассортимент, цену и условия оплаты, условия получения вознаграждения в виде премий (бонусов), порядок оказания услуг по продвижению товаров и размер платы за эти услуги, иную необходимую информацию. К поставщикам требования по размещению информации несколько скромнее, но наказывать «новыми» штрафами планируют и тех и других.

Проектом предусмотрено «расширение» КоАП и за счет нарушений, связанных с ограничением конкуренции в области торговли и общепита.

* * *

Проект обновленного закона выглядит достаточно прогрессивно. Но, как показывает практика, путь документа от первоначального варианта до «полновесного» законодательного акта зачастую оказывается весьма извилистым, а «сито» согласований и утверждений меняет его до неузнаваемости. Будем надеяться, что судьба рассмотренного проекта будет более счастливой.

Автор публикации: Александр ГАНАГО