$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: ЧТО ВМЕСТО ЛИЦЕНЗИИ?

20.04.2010

Почти год продолжаются разговоры о реформировании системы лицензирования. Однако этот важный этап либерализации отечественной экономики никак не удается пройти. При этом слухи о направлениях реформы, подогреваемые заявлениями чиновников, весьма противоречивы. Одно из самых заметных обещаний здесь — отмена лицензирования розничной торговли. Этот шаг должен в одночасье избавить страну чуть ли не от 60% всех выданных лицензий. Но столь популярный вид деятельности, вероятно, не останется без госрегулирования. А потому подготовлен проект указа, предусматривающий замену лицензирования розничной торговли регистрацией в торговом реестре.

Регистрации будут подлежать объекты оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, рынки, торговые центры, а также торговля и бытовое обслуживание населения без образования соответствующих объектов. Процедура должна осуществляться на основании заявительного принципа «одного окна» с выдачей свидетельства. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям надо будет обращаться в городские и районные исполнительные комитеты по месту нахождения объектов, рынков и торговых центров, а при отсутствии таких объектов — по месту своей регистрации.

Проект указа содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для прохождения регистрации: копии учредительных документов, сертификата соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, ассортиментный перечень товаров по форме, установленной Минторгом, и ряд других сведений о субъектах хозяйствования и их объектах, в т.ч. сведения, необходимые для ведения торгового реестра и их электронная копия. Истребование иных документов или сведений для регистрации запрещается.

Процедура регистрации должна занимать не более 3 дней, а свидетельство о регистрации — действовать бессрочно до закрытия объекта. При этом проект предусматривает взимание символической госпошлины (0,25 базовой величины) за регистрацию и 0,1 БВ за внесение изменений и дополнений в свидетельство о регистрации объекта. Это куда меньше, чем ставка госпошлины за выдачу лицензий, установленная сегодня Налоговым кодексом. Кроме того, юрлица и ИП, которые на 29.06.2010 г. будут иметь специальные разрешения (лицензии) на розничную торговлю и общественное питание, смогут зарегистрировать объекты бесплатно.

Настораживает лишь то, что в распоряжении местных властей окажется достаточно обширный список причин, по которым смогут принять решение об отмене регистрации. К примеру, если она проведена на основании недостоверных сведений, имеющих значение для регистрации. А поскольку иметь значение может все что угодно, у чиновников, решающих этот вопрос, остается широкое поле для маневра, а у многих субъектов хозяйствования — постоянная причина для тревоги. Кроме того, поводом для отмены регистрации может стать невнесение изменений и (или) дополнений в свидетельство в установленный 10-дневный срок, неоднократное (два и более раза в течение 12 месяцев) привлечение органа управления рынка к административной ответственности за нарушение правил торговли, несоблюдение ассортиментного перечня или режима работы объекта. Суд может отменить регистрацию в случае продажи товаров с истекшим сроком годности и (или) хранения, нарушения технологического и санитарно-гигиенического режимов производства продукции собственного производства, повлекших создание опасных условий для жизни, нанесение ущерба здоровью, имуществу потребителя, неоднократной порчи имущества граждан при оказании бытовых услуг.

Заметим также, что оптовая и розничная торговля некоторыми товарами, например, табачной и алкогольной продукцией, нефтепродуктами, по-прежнему будет лицензироваться в особом порядке.

Таким образом, проект, с одной стороны, несколько ускоряет и удешевляет регистрацию, а с другой — во многом дублирует действующие лицензионные требования, утвержденные постановлением Совмина от 2.11.2005 № 1221. Тем временем бизнес-союзы фиксируют немало случаев, когда после регистрации юрлицам или ИП месяцами приходится обивать пороги местных администраций, чтобы получить необходимые разрешения. При этом проект сохраняет ряд норм, вызывающих постоянные нарекания бизнесменов. Например, действительно ли так необходимо государству контролировать, чем и когда торгует тот или иной магазин?

Итак, в случае принятия проекта предприниматели по-прежнему останутся зависимыми от местных исполкомов, а регистрация субъекта хозяйствования не даст автоматически права заниматься розничной торговлей, общепитом и бытовым обслуживанием. Между тем Закон «О защите прав потребителей», казалось бы, должен формировать достаточное правовое поле для соблюдения прав и обязанностей продавцов и покупателей. Необходимо ли нагружать это поле дополнительными административными процедурами — пусть даже ускоренными и подешевевшими?

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях