Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рождественская сказка для директора

Несмотря на тяжкий опыт забот и разочарований минувшего года все-таки хочется верить, что в новом хлопот будет меньше, а дела пойдут лучше...

Несмотря на тяжкий опыт забот и разочарований минувшего года все-таки хочется верить, что в новом хлопот будет меньше, а дела пойдут лучше. Вот почему так внимательно слушали участники предновогоднего заседания Республиканского клуба директоров заместителя министра экономики Андрея Тура, директора департамента налоговой политики и доходов бюджета Минфина Александра Козлякова и первого заместителя председателя Нацбанка Павла Каллаура, знакомивших присутствующих с прогнозом социально-экономического развития страны и основными направлениями ее кредитно-денежной и бюджетной политики на 2003г. Чувствовалось -- очень надеялись услышать, что новый год окажется для них и их коллективов гораздо лучше 2002-го.

Первый же докладчик обнадежил: в целом показатели прогноза-2003г. и соответственно нагрузка на предприятия несколько ниже предусмотренных на год Программой социально-экономического развития Беларуси на 2001--2005гг., в рамках которой формируются параметры каждого последующего периода. По словам А.Тура, это обусловлено достижением соответствующих рубежей в 2001 и 2002гг. Назвал, правда, только две "продвинутые" позиции: привлечение иностранных инвестиций (на 18 млн.USD больше плана) и уровень реальной заработной платы, которая вместо 7--8% по прогнозу подросла на 9%.

Однако гораздо чаще планы корректируются в другую сторону. Так, в связи с изменением цен на газ, ростом стоимости отечественной продукции вырвался вперед уровень инфляции. В целом за ушедший год он предположительно составит 134%, в среднем по 102,6% за месяц. Между тем правительство надеется, что в 2003г. инфляция не превысит 101,4--101,8% в месяц, а за год 118--122% при девальвации белорусского рубля к доллару США 90--95% к уровню инфляции.

Хорошо бы. Но веских аргументов в пользу столь оптимистичных показателей директора не прозвучало, а рассуждения об улучшении инвестиционного климата, повышении качества и стабильности нормативно-правовой базы, акционировании и приватизации предприятий с привлечением внешних инвесторов, развитии системы предпринимательства, страхования, других элементов рыночной инфраструктуры и т.п. уже не убеждают директоров. Интересовало их иное: почему, вопреки заверениям правительства об "устойчивом развитии" экономики, рушится социальная сфера? Что делать со скрытой безработицей, которая на некоторых предприятиях достигает 60%? Какие источники обеспечат почти 40-процентный прирост сбора налога на прибыль? Появятся ли действенные механизмы поддержки наукоемких производств, стимуляции труда? Четких ответов на эти и другие вопросы, увы, не последовало. Похоже, за рамки текста утвержденных документов чиновники выйти не смеют. Единственное, в чем они правы, -- оспаривать показатели прогноза надо действительно до его утверждения главой государства. В этой связи хозяйственникам в очередной раз предложили инициировать разработку нормативных актов совместно с корпоративными союзами и правительством.

Возвращаясь к "газовой" теме, один из участников клуба заметил, что о своей ценовой политике 2002г. "Газпром" уведомил белорусское правительство заблаговременно, и тем не менее это почему-то стало для последнего неприятной неожиданностью. И чтобы предотвратить повторение подобных фактов напомнил, что в очередной раз газ в России (на 20%) подорожает во II квартале 2003г. Для потребителей V пояса (на границе с Беларусью) газ будет стоить около 29 USD/1 тыс. куб. метров.

С трудом "вписывается" в рамки прогноза-2002г. прирост ВВП (4--4,5%, по итогам 11 мес. -- 4,3). В новом документе уже заложены иные цифры: 6--6,5%. Не достигнут в ушедшем году показатель прироста агропромышленной продукции, а в новом мы надеемся на 6,5--7-процентный, по сравнению с 2002г., прирост валового производства сельхозпродукции.

Одной из основных предпосылок достижения прогнозных показателей правительство считает повышение инвестиционной активности на 12--13% по сравнению с 2002г. Наряду с 2--2,2 млрд. USD внутренних инвестиций в этом году в экономику страны предполагается привлечь не менее 1 млрд. USD из-за рубежа и добиться опережающего роста инвестиций по сравнению с ростом ВВП. Чтобы обеспечить расширенное воспроизводство, доля накоплений в структуре ВВП в 2003г. должна составить не менее 23%, а в последние годы действия Программы -- не меньше 24%. Не будут забыты принятые ранее программы финансового оздоровления реального сектора экономики и преодоления платежного кризиса, включая меры по снижению производственных издержек, урегулированию неплатежей, сокращению бартера, ликвидации сверхнормативных запасов готовой продукции и т.д.

Директорат, конечно, не против всего этого, однако, во-первых, предпочел бы направлять свободные средства не на возведение ледовых дворцов и библиотек, а на более неотложные нужды -- модернизацию, техническое и технологическое обновление производств. Во-вторых, хотел бы, чтобы от разговоров о снижении налоговой нагрузки и создании равных условий в стране перешли, наконец, к делу.

С учетом намеченных мероприятий уровень рентабельности по народному хозяйству должен возрасти с сегодняшних 11 до 12%, платежеспособность предприятий -- до 16--18%.

Одним из важных направлений работы является улучшение благосостояния населения. В связи с ростом инфляции, ускоренной по сравнению с расчетной девальвацией курса национальной валюты, рядом других проблем не удастся достичь прогнозных показателей заработной платы в долларовом эквиваленте ни в целом по народному хозяйству (прогноз на конец года -- 115 USD, фактически выходит 110,5), ни в бюджетной сфере (соответственно 105 и 102,6 USD), ни в соотношении зарплаты и МПБ. И тем не менее в 2003г. зарплата в целом по стране должна возрасти в 1,3 раза, в т.ч. реальная -- на 6--7%, а реальные доходы населения -- на 8%. В долларовом эквиваленте на конец 2003г. по народному хозяйству это будет 130, в бюджетной сфере -- 125 USD, если только Минэкономики и Нацбанк выдержат основные параметры денежно-кредитной политики, .

Из прогноза следует, что государство не намерено отказываться от поддержки сельхозпредприятий, придав ее механизму "более целевой характер". Прямое бюджетное финансирование будет, как и ранее, сочетаться с предоставлением селу льгот по ряду платежей. Сюда предполагается направить из республиканского и местных бюджетов, целевых бюджетных фондов более 1 трлн. руб., или 3,3% от ВВП.

Не разумнее ли, прозвучало из зала, вместо этого приступить наконец к реальной реструктуризации села, начать отдавать колхозы, как это делают в Брестской области, в частные руки?

Поток прогнозных цифр и показателей, похоже, не убедил аудиторию в том, что жить в следующем году мы действительно станем лучше. Не было главного -- обоснованности, доказуемости намечаемого. А жаль: в рождественские дни хочется верить в сказку.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений