Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Отрасли и рынки
24.03.2017 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рожденные в мозырской рубашке: — как справляется с конкуренцией белорусский легпром

Рожденные в мозырской рубашке: -- как справляется с конкуренцией белорусский легпромДля ОАО «Мозырская  швейная  фабрика «Надэкс» прошлый год был достаточно успешным. Мощности работали с максимальной загрузкой, росли выручка и зарплата. О планах роста и секретах конкурентной борьбы в лег­кой промышленности рассказывает директор Екатерина ЕРМОЛЕНКО.

Екатерина Михайловна, на сайте вашего предприятия говорится, что новый этап развития связан с партнерством с крупнейшими компаниями Ев­ропы. Как выглядит это со­трудничество?

– Мы давно и надежно сотрудничаем с иностранными компаниями, выполняя для них пошив швейных изделий из давальческих материалов. Так, в Беларуси работают многие пред­приятия легкой промышленности. Здесь есть свои плюсы и минусы. К первым можно отнести приток валютной выручки, приобретение опыта, новых технологий, знакомство с современными тенденциями мо­ды, жесткое соблюдение качества работ, сроков, т.к. требования очень высокие. Сегодня мы уже можем предложить и наши услуги по разработке необходимых конструкций (лекал), технической документации по заданной модели. Высокое качество пошива изделий стало приоритетом, за что нас и ценят заказчики.

Каким должно быть оптимальное соотношение собст­венного производства и давальческих заказов?

– Сегодня производственные мощности предприятия позволяют производить 55–60 тыс. изделий в месяц. Доля давальческих заказов изменяется с учетом сезонности и зависит, прежде всего, от нашей заинтересованности в них, необходимости поддержать производство в период спада продаж. Оптимальным с экономической точки зрения мы считаем соотношение 50 на 50. Давальческие заказы хоть и помогают выбраться из «межсезонных ям», однако несут риск потерь внутреннего рынка. Были времена, когда предприятие выполняло до 80% давальческих заказов. Но при этом снижаются выручка и рентабельность, возникает недостаток оборотных средств. Тем не менее в определенный период именно эти заказы помогли загрузить производственные мощности и сохранить коллектив. Теперь же основная цель – производство и реализация собственной продукции. Это более рентабельно.

Как вы оптимизируете производство и численность персонала в последние годы?

– Мы постоянно в движении. Приходится объединять и уп­разднять структурные подразделения, формировать новые, оптимизировать затраты времени на пошив изделий, автоматизировать производственные и организационные процессы.

Кадры – самый важный ресурс и залог успеха любой компании. Сокращать работников в по­следние 3 года нам не приходилось. Но численность довольно стремительно снижается естественным путем. Нехватка квалифицированных швей – серьезная проблема для нас. Престиж этой профессии, к сожалению, исчезает, молодежь к ней обращается неохотно. Поэтому постоянно ощущается дефицит кадров, производственные потоки недоукомплектованы. Чтобы вырастить высококвалифицированную швею, требуется до 2 лет. Поэтому мы заключили долгосрочные договоры на подготовку специалистов и рабочих с Витебским ГТУ, Барановичским колледжем легкой промышленности, Мин­ским технологическим техникумом, Гомельским колледжем бытового обслуживания, Мозырским ПТЛ «Геологии» и Гомельским ГПТУ № 230. Кроме того, постоянно совершенствуется работа по профориентации молодежи, ведется обучение и подготовка кадров без отрыва от производства.

Есть ли шансы у белорусских швейных предприятий устоять в конкуренции со стороны азиатских и российских компаний?

– Думаю, да. Большое развитие индустрия получила с помощью соцсетей, интернет-­торговли, с открытием торговых центров с брендовой одеждой. Мы увидели и оценили товары, в т.ч. европейские и азиатские. Наше предложение не хуже, тем более что у нас более ответственные подходы к производству и качеству.

Сегодня один из главных факторов, влияющих на конкурентоспособность, – это цена. Сложно соперничать, если до 85% используемых сырья и материалов приобретаются за рубежом.

Что до россиян, то, посещая российские профессиональные выставки, можно оценить уровень коллег. Очевидно, что он достаточно быстро рас­тет. Там много средств вкладывают в модернизацию производств, новые технологии, покупают специализированные обучающие прог­раммы, автоматизируют процессы. Все это влияет на производительность, качество и скорость получения ин­формации. К сожалению, не все из этого мы пока можем применить у себя.

Улучшается ли ситуация на рынке тканей? Расширяете ли вы круг поставщиков?

– Предложение на рынке тканей растет, расширяется их разно­образие. Тем более сейчас, когда сорочка мужская вышла из рамок строгости, деловитости, при всем разнообразии видов одежды она не теряет актуальности.

Многие производители стали применять свои методы для удешевления товара. Мы ощущаем это, тестируя качество ткани перед запуском в производство. Ведь за качество готового изделия отвечать нам. Поэтому мы используем в основном турецкие, индонезийские, китайские полотна. Из отечественных – только ткани Оршанского льнокомбината.

Как меняются ваши отношения с поставщиками в последние годы?

– Все чаще поставщики тканей и фурнитуры требуют предоплату. Выполнять это в нынешней ситуации сложно – ведь сроки оборачиваемости доходят до 120 дней, а доля сырья в готовом изделии составляет до 40%. Тут на одной производительности удержаться трудно. В свою очередь, торговые организации добиваются условий оплаты только по мере реализации продукции, а также требуют всевозможных бонусов: скидок, рас­продаж.

Сказывается ли как-то на ваших отношениях с партнерами тот факт, что Беларусь все еще не является членом ВТО? Изменит ли что-нибудь для вас вступление в эту организацию?

– Хочется верить, что членство в ВТО будет способствовать экономическому развитию пред­приятия, например, через удешевление сырья. Однако думаю, что более весомым окажется и без того значительный рост конкуренции с более дешевым импортом. Это снизит ценовую привлекательность всех отечественных швейных предприятий.

Какую роль для вас играет экспорт?

– Доля экспорта в объеме производства у нас в прошлом году составила 37%, а валютная выручка выросла на 9,4%. Прежде всего, это российские регионы. Есть поставки в Литву, Голландию, Германию. Мы изучали и другие рынки (Казахстан, Венесуэла, Армения, Украина и проч.), но гарантия своевременной оплаты из этих стран не подтверждалась.

Что происходило с экспорт­ными ценами на продукцию в прошлом году? Каковы ваши планы на текущий год?

– Роста экспорта товаров и услуг на 14,2% нам удалось до­стичь в основном за счет увеличения заказов и цен в России. По последнему фактору, конечно, проигрываем Китаю. Но постоянное обновление модельного ряда, совершенствование качества позволяет нам повышать цены, хотя на услуги в дальнее зарубежье они сохраняются на прежнем уровне. В прошлом году нам удалось увеличить объемы производства в натуральном и стоимостном выражении, обеспечить максимальную за­грузку мощностей, рост добавленной стоимости и выручки в расчете на одного среднесписочного работника. Среднемесячная зарплата выросла на 18,7%. В текущем году мы также планируем увеличить производство, расширить сеть фирменных магазинов. Приоритетом ос­таются увеличение экспорта в Россию и максимальное сохранение заказов из давальческого сырья для дальнего зарубежья. Слагаемые нашего успеха: низ­кая себестоимость, максимальная востребованность и активное продвижение продукции.

CПРАВКА «ЭГ»

Мозырская швейная фабрика «Надэкс» основана в 1944 г. В 1993 г. было принято решение о выкупе предприятия в собственность коллектива и о преобразовании в производственно-торговую фирму «Надэкс», а в 2000-м – в открытое акционерное общество.

Фабрика специализируется на производстве мужских и детских сорочек, женских и девичьих блузок. На предприятии сертифицированы система управления качеством на соответствие СТБ ISO 9001-2009, система управления окружающей средой на соответствие СТБ ISO 14001.

Источник: Департамент по ценным бумагам Минфина РБ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений