$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

РОЖДЕНИЕ ЗОНЫ©

03.08.2012

Ни подписание 18 октября 2011 г. восемью странами Договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ, ни его ратификация Россией и Беларусью, а на прошлой неделе — и Украиной не привлекли особого внимания бизнес-сообщества стран-участниц. Между тем Соглашение вступает в силу после того, как первые три страны сдадут в исполком СНГ документы о его ратификации. Таким образом, зона свободной торговли в рамках СНГ, на создание которой ушло 18 лет, наконец состоялась. Что это изменит для Беларуси во взаимной торговле с соседями?

Идея формирования многосторонней зоны свободной торговли (ЗСТ) появилась практически сразу после создания СНГ в надежде сохранить свободное движение товаров на постсоветском пространстве бывшего СССР. 24.08.1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором первым этапом создания единого экономического пространства признавалось создание ЗСТ. Однако процесс затормозило нежелание Украины передать часть экономического суверенитета наднациональному органу и отказ России отменить вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты. Затем 15.04.1994 г. президенты Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о ЗСТ, предусматривавшее беспошлинную торговлю, отмену тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле. Однако многосторонний режим свободной торговли введен не был. Позднее многие принципы этих соглашений были востребованы при создании ЕврАзЭС и Таможенного союза.

Тем временем многие страны СНГ заключили двусторонние соглашения о свободной торговле как между собой, так и с третьими странами. Например, Беларусь заключила такие договоры как с соседями по СНГ, так и с Сербией, а 26 мая т.г. ратифицировала Договор от 18.10.2011 г., подписанный кроме нашей страны Россией (ратифицировавшей его 28.02.2012 г.), Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном и Украиной. Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан пока воздержались.

ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, что новый Договор позволит обеспечить необходимые условия для полноценного и эффективного функционирования ЗСТ на пространстве СНГ и создать благоприятные условия для дальнейшего углубления интеграции на основе норм ВТО, заменив ныне действующие двусторонние и многосторонние соглашения о свободной торговле между государствами СНГ.

Договор предусматривает ряд положений об отмене импортных пошлин, обязательства о недискриминационном применении правил нетарифного регулирования, предоставлении национального режима, а также ряд требований и ограничений по субсидированию.

Некоторые эксперты уверяют, что после вступления соглашения в силу объемы внешней торговли, доходы госбюджетов и ВВП стран-участниц существенно вырастут, приводя пример ЗСТ, действующих в разных регионах мира. Другие специалисты полагают, что ЗСТ ничего не изменит для стран СНГ, поскольку Договор допускает слишком много исключений из правил свободной торговли. Так, согласно ст. 2 Договора сторона не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и / или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к Договору. В нем содержится довольно обширный перечень товаров, при импорте и экспорте которых взимаются таможенные пошлины, в частности, при поставке сахара из Украины в Беларусь и Россию, и наоборот, при вывозе из Беларуси нефти и нефтепродуктов, калийных удобрений, кож, древесины и некоторых других товаров. Россия сохраняет экспортные таможенные пошлины на 95 товарных позиций, прежде всего по углеводородам и иному сырью, а также сохранила за собой право самостоятельно устанавливать экспортные пошлины на нефть. Кроме того, любая из стран-участниц в случае серьезных нарушений равновесия ее платежного баланса и серьезных затруднений с внешним финансовым положением может устанавливать или сохранять ограничения, не противоречащие нормам ВТО.

СТАТЬЯ 7 Договора провозглашает свободу транзита: каждая из сторон предоставляет товарам, которые находятся в транзите через территорию любой другой стороны, режим не менее благоприятный, чем режим, который был бы предоставлен таким товарам, если бы они транспортировались с места происхождения к месту назначения без перемещения через территорию такой другой Стороны. При этом таможенные органы сторон взаимно признают национальные средства идентификации, иные средства таможенного обеспечения, а также документы, необходимые для контроля товаров и перевозящих их транспортных средств, в соответствии с международными конвенциями, участницами которых являются стороны, и / или достигнутыми между ними договоренностями. Однако данная статья, согласно ее п. 3, не распространяется на трубопроводный транспорт. К тому же в случаях, когда это не противоречит условиям настоящего Договора, любая сторона может в соответствии со своим законодательством устанавливать перечни отдельных видов товаров, транзит которых запрещен, а также перечни отдельных видов товаров, для транзита которых требуется получение специальных разрешений уполномоченных органов сторон.

По сути, в приложениях к документу практически дублируются изъятия в торговле и тарифы, фиксировавшиеся ранее в двусторонних аналогичных договорах между странами-участницами. А потому Договор о зоне свободной торговли просто переводит эти взаимоотношения на многосторонний уровень. Так что говорить, что произойдут какие-то радикальные изменения в торговом режиме для украинских экспортеров и импортеров, наверное, не приходится. Особенно учитывая, что Договор явно отдает приоритетность Соглашению о Таможенном союзе. Это создает своеобразную «двойную правосубъектность» стран Таможенного союза в зоне свободной торговли.

ПРИНЦИПИАЛЬНО важным отличием Договора от действующих на пространстве СНГ соглашений является наличие инструмента принуждения сторон, нарушающих договоренности, к выполнению своих обязательств. Согласно ст. 19 Договора в случае недостижения согласия по спорным вопросам спор может по выбору той Стороны, которая считает свои интересы ущемленными, передаваться на рассмотрение Экономическому Суду СНГ — если обе стороны конфликта являются участницами Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6.07.1992 г. (которое Украина так и не ратифицировала), или комиссии экспертов в соответствии с процедурой разрешения споров, предусмотренной приложением к Договору. Споры по вопросам, которые в настоящем Договоре регулируются путем ссылки на положения соглашений ВТО, между сторонами, являющимися членами этой организации, могут также разрешаться в порядке, предусмотренном соответствующими соглашениями ВТО.

Игорь ЛЕЩИНСКИЙ