$

2.1066 руб.

2.4365 руб.

Р (100)

3.2210 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

Рост возвращается, но структуру лучше переделать

08.12.2017

Циклическое восстановление экономики в 2017 году положило конец двухгодичной рецессии в Беларуси, говорится в декабрьском экономическом обзоре Всемирного банка для нашей страны. Но в следующем году ожидается сохранение низких темпов роста. Причина кроется в сохранении структурных недостатков, сдерживающих потенциал развития отечественной экономики и ухудшающих состояние внутреннего спроса.

Эксперты ВБ лишь не разделяют энтузиазм правительства республики по поводу достигнутых результатов и ожидаемых перспектив. Так, на заседании Совета Министров 5 декабря премьер-­министр Андрей Кобяков объявил, что правительство ожидает в текущем году рост ВВП Беларуси на 2%, а в 2018-м – на 3,5%. Правительство вдохновляется итогами социально-­экономического развития за 10 месяцев, которые, судя по данным статистики, оказались по основным показателям «в параметрах прогноза и даже несколько выше». Незначительное отставание пока есть только по росту реальных располагаемых денежных доходов населения и привлечению прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Первый показатель власти надеются выполнить, обеспечив темп роста не менее 101,3% к 2016 г. Есть отставание по ПИИ: их на чистой основе за 9 месяцев привлечено только 905 млн. USD при задании 1030 млн. Но, по оценке председателей облисполкомов, по итогам года удастся набрать требуемые по прогнозу 1,4 млрд. USD +/- 20 млн. Однако в Минэкономики полагают, что есть риски невыполнения показателей Брестским, Витебским облисполкомами и Мингорисполкомом.

НЕСКОЛЬКО иная оценка ситуации у Всемирного банка. Его аналитики полагают, что сохранение более благоприятной внешнеэкономической конъюнк­туры обеспечит поддержку умеренного роста белорусского ВВП только на 1,8% в 2017 г. и на 2,1% в 2018-м. Это тоже существенно лучше, чем майский прогноз ВБ, в котором предполагалось снижение белорусского ВВП в текущем году на 0,4%, а в следующем – рост на 0,7%. Для сравнения: МВФ оценивал рост нашей экономики в текущем году в 1,7%, Европейский банк реконструкции и развития – в 1,5%.

Прогнозируемый ВБ умеренный рост в некоторой степени облегчит давление на платежный баланс и будет содействовать поддержанию дефицита счета текущих операций на уровне менее 4% ВВП в прогнозный период. Предполагается, что ожидаемое восстановление роста доходов домашних хозяйств, связанное с возобновлением роста зарплаты в реальном выражении, стабилизирует умеренный уровень бедности (5,5 USD в день по паритету покупательной способности) в 2017–2018 гг. При этом на рынке труда будет по-прежнему наблюдаться сложная ситуация, по­скольку сохраняющееся непростое финансовое положение и высокая закредитованность приведут к снижению способности предприятий, особенно в госсекторе, повышать уровень занятости. Кроме того, трудовая миграция в соседние страны может привести к сокращению численности рабочей силы и создать дополнительное давление на доходы Фонда социальной защиты населения и бюджета в среднесрочной и долгосрочной перспективе, говорится в обзоре.

Экономический рост в Беларуси носит инклюзивный характер: напрямую – за счет увеличения трудовых доходов в результате роста реальной зарплаты, и косвенно – за счет повышения пенсий и социальных трансфертов. По мере роста экономики число домашних хозяйств, находящихся ниже национальной черты бедности, сократилось, а доходы домашних хозяйств, относящихся к 40% наименее обеспеченного населения, выросли. При использовании сопоставимого на международном уровне порогового значения на уровне 5 USD в день по паритету покупательной способности доля малообеспеченного населения снизилась с 32% в 2003 г. до менее 1% в 2014-м. Такой инклюзивный рост нашел отражение в более общих аспектах социального развития: согласно индексу человеческого развития (ИЧР) 2016 года, Беларусь занимает 52-е место – на 19 позиций выше, чем по показателям своего валового национального дохода. Это означает, что рейтинг страны по ИЧР был выше, чем можно было бы ожидать исходя из показателя дохода на душу населения. В республике «слабая внешняя среда выявила глубоко укоренившиеся структурные недостатки, включая неэффективное распределение капитала и труда, что стало причиной ослабления экономики и снижения доходов», считает, экономист Всемирного банка Кирилл Гайдук.

В ПРОГНОЗЕ ВБ отмечаются риски ухудшения конъюнктуры. Во-первых, для предстоящих платежей по погашению внешнего долга потребуется дорогостоящее рефинансирование. Во-вторых, Беларусь по-прежнему уязвима к волатильности поставок сырой нефти из России и колебаниям мировых цен на сырьевые товары. Изменения по любому из этих двух аспектов могут создать сложности с получением дополнительных валютных поступлений, необходимых для обслуживания государственного долга, предупреждают аналитики ВБ. Заметим, что недавнее согласование баланса поставок российской нефти, перспективы создания единого энергорынка ЕАЭС и продление соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти до конца 2018 г., возможно, несколько снизят перечисленные риски.

Кроме того, аналитики ВБ считают, что более значительное, чем ожидается, восстановление роста в странах – основных торговых партнерах Беларуси, особенно в России, и реализация выгод от принятых в последнее время мер по либерализации деловой среды способствуют укреплению потенциала экономики республики. Однако для повышения благосостояния Беларусь должна продолжить политику, направленную на улучшение среды для частного пред­принимательства, с упором на надлежащую реализацию принятых мер, говорится в обзоре. Кроме того, ВБ призывает обратить внимание на неэффективные госпредприятия, включая такие сферы, как конкурентоспособность, кор­поративное управление, закупки и кредитование.

«Если повышать доходы, не повышая пропорционально про­изводительность труда, это чревато макроэкономическими дисбалансами», – заявил жур­налистам глава представительства Всемирного бан­ка в Беларуси Алекс Кремер. Пре­жде всего это касается сектора госпредприятий. «Один из путей – это приватизация. Второй – создание для госпредприятий рыночных ус­ловий, как и для частного сектора», – отметил г-н Кремер.

Впрочем, уговорить белорусские власти провести масштабную приватизацию ВБ, как и другие международные финансовые организации, уже, по-видимому, не надеется. Взамен предлагаются другие варианты, например, сдавать в аренду избыточное основное оборудование более эффективным поль­зователям, что, по мнению ВБ, может обеспечить рост совокупных коэффициентов ис­пользования капитала. Существуют и другие подходы к взаимодействию между государственным и частным секторами при взаимной выгоде для двух сторон, что способствует более эффективному распределению ресурсов. Поиск новых, более эффективных способов производства товаров и оказания услуг за счет внедрения организационных и технических инноваций будет служить ос­новным источником роста производительности и экономического роста, полагают аналитики ВБ.

Справка «ЭГ»

С тех пор, как Беларусь стала членом Всемирного банка в 1992 г., он предоставил стране кредитные ресурсы на сумму 1,7 млрд. USD. Кроме того, на реализацию различных программ, включая программы с участием организаций гражданского общества, было предоставлено грантовое финансирование в объеме 30 млн. USD. На данный момент инвестиционный портфель ВБ в Беларуси включает 9 проектов на общую сумму 991 млн. USD.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ