$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

РОССИЯ ПЕРЕНИМАЕТ ОПЫТ БЕЛАРУСИ©

05.03.2013

В Госдуму РФ внесен проект закона, предлагающий установить административную и уголовную ответственность за нерезультативное или неэффективное использование государственных средств. Чиновников, оказавшихся неспособными получить максимальную отдачу от бюджетных денег, собираются наказывать рублем и даже — сажать в тюрьму.

Российские эксперты называют законопроект «экзотическим», но в белорусском законодательстве аналогичные нормы существуют уже не один год.

Объем госрасходов на текущий год в России определен в 13,3 трлн. RUB. Но государство, как известно, далеко не самый эффективный хозяйствующий субъект рыночной экономики. А если добавить к этому процветающую систему откатов и воровства, то становится понятным решение радикально пересмотреть существующие методы воздействия на директорат, работников министерств и местных органов власти.

Предлагается ввести для должностных лиц административную ответственность в виде штрафов от 4 до 5 тыс. RUB или дисквалификацию до двух лет. Для юридических лиц штрафы выше — 40–50 тыс. RUB. Это по мелким делам. Если же будет установлено, что «нерезультативно» потрачено свыше 1,5 млн. RUB, то виновных либо оштрафуют на 100–300 тыс. RUB, либо накажут принудительными работами сроком до двух лет или лишением свободы до двух лет. В случае, когда в деле будут фигурировать суммы свыше 7,5 млн. RUB, чиновникам грозит лишение свободы до 5 лет.

Под нерезультативным (неэффективным) использованием бюджетных средств понимается недостижение заданных результатов по объему и качеству, установленных госзаданием, долгосрочной целевой программой или иным правовым основанием в рамках определенного объема средств. Неэффективным может быть признано и достижение результатов, но с превышением объема бюджетных средств.

Иначе говоря, чиновник, даже не украв ни копейки, может оказаться в тюрьме за то, что бюджетные расходы не привели к достижению запланированных показателей.

Официально документ внесен в Госдуму несколькими депутатами, однако осведомленные источники предполагают, что в действительности инициатива исходит из Кремля.

Оппоненты руководства страны утверждают, что этот законопроект возвращает россиян во времена первых пятилеток, когда властвовал сталинский принцип: «План — это закон!», и малейшее его невыполнение рассматривалось как преступление. В итоге расцвели приписки и очковтирательство, искажавшие реальную ситуацию в экономике.

Кстати, в Беларуси похожие поправки были приняты еще в 2007 г. Согласно действующей сегодня ст. 425 Уголовного кодекса «Бездействие должностного лица» умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания господдержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица), — наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Такие же деяния, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Некоторые эксперты утверждают, что в итоге экономику РФ, как и в советские времена, захлестнет вал приписок, что приведет к искажению статотчетности. Кстати, о том, что проблема приписок весьма актуальна для белорусской экономики, свидетельствуют результаты многочисленных проверок Комитета госконтроля.

Еще одним законопроектом, недавно направленным в Госдуму Владимиром Путиным, предусмотрен запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории России. Под действие этих новелл подпадает довольно большой круг должностных лиц. Прежде всего речь идет о гражданах, принимающих по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности РФ. Запрет распространяется и на их ближайших родственников — супругов и детей, в т.ч. несовершеннолетних.

Стоит отметить, что в Беларуси норма о запрете для государственных должностных и приравненных к ним лиц на открытие счетов за рубежом была внесена в парламент в виде поправок в Закон «О борьбе с коррупцией» еще в 2005 г. Более того, в соответствии с отечественным законодательством даже рядовой белорус может открыть счет за рубежом (за исключением счетов по учету кредитных операций) лишь с разрешения Нацбанка (Правила проведения валютных операций, утв. постановлением Правления Нацбанка от 30.04.2004 № 72). Правда, если он живет за границей, то разрешение получать не нужно, но при возвращении все деньги придется перевести с зарубежного счета на белорусский.

Анна МОРОЗ