$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Менеджмент

РОССИЙСКИЕ ГОСЗАКУПКИ ОБУЗДАЛИ КОНТРАКТАМИ©

06.12.2013

В России с 1.01.2014 г. вступает в силу Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), серьезно меняющий правовую модель госзакупок. Белорусским экспортерам, чтобы не уступить конкурентам, необходимо уже сейчас готовиться к нововведениям на российском рынке.

По-видимому, Москва будет добиваться приведения в соответствие со своим новым законодательством Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9.12.2010 г., действующего в рамках Таможенного союза. До сих пор это Соглашение ориентировано на нормы Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), утрачивающего силу с 1.01.2014 г. Это, в свою очередь, потребует от Беларуси изменения Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», который разрабатывался под старую российскую и интеграционную модель.

Принятию Закона № 44-ФЗ предшествовали бурные дискуссии в российском обществе о качестве действующего законодательства в сфере госзакупок. Основные споры шли по поводу эффективности использования бюджетных средств и по вопросу коррупции. В год на госзакупки в РФ расходуется 6 трлн. RUB (около 10% ВВП страны), из которых, как признают правительство и правоохранительные органы, разворовывается до 1 трлн. Несостоявшимися объявляются более половины проводимых конкурсов и электронных аукционов, около 70% государственных и муниципальных контрактов заключаются без конкурентных процедур. В результате за госсредства в России закупались роскошные автомобили, золотые часы и стулья, строились особняки чиновникам. По информации Центра правовых и экономических исследований, в РФ потери от коррупции в сфере госзаказов и закупок составляют примерно 30% всех бюджетных затрат.

Критике были подвергнуты концептуальные положения Закона № 94-ФЗ, согласно которым «любая кухарка» может быть поставщиком государства, минимальная цена является доминирующим критерием отбора поставщика, а электронный аукцион — основной процедурой проведения торгов. Такая модель, по мнению российских специалистов, приемлема для стандартных товаров, но ее распространили на все: от закупок бумаги до строительства сложнотехнических объектов. Практика также показала, что нормы Закона № 94-ФЗ в принципе не подходят для госзакупок инновационной продукции, которая, как правило, дороже традиционной по цене, но значительно дешевле в эксплуатации.

В результате многие добросовестные поставщики были фактически вытеснены с федерального рынка госзакупок. В то же время встречались случаи, в частности, при закупке аудиторских и оценочных услуг, необходимых для приватизации госсобственности, когда конкурсы выигрывали участники с явно неадекватными ценами. Очевидно, что в подобных случаях выбирался поставщик, действующий в интересах третьих лиц, которые и выплачивают ему фактическое вознаграждение. Экономия государства на закупке таких услуг оказалась несоразмерной с потерями в дальнейшем.

В Закон № 94-ФЗ с момента его принятия было внесено множество поправок, однако они не устранили его концептуальных недостатков. Поэтому появилось предложение отказаться от попыток улучшить этот документ, заменив его новым, основанным на контрактной системе.

Заметим, что контрактная система в госзакупках с успехом применяется в США более 90 лет. Она основана на четкой, детальной, дифференцированной и гибкой регламентации закупочных процедур: от планирования, размещения заказов, отбора поставщиков и заключения контрактов до администрирования, контроля их исполнения и оценки результатов. Эта система охватывает все основные структурные элементы, необходимые для полного регулирования госзакупок. Не случайно Счетная палата РФ договорилась с Главным контрольным управлением США о создании совместной специальной группы, где россияне могли бы приобрести практический опыт по проведению контрактного аудита.

В соответствии с Законом 44-ФЗ российская контрактная система, представляющая собой совокупность ее участников в сфере госзакупок, включая госорганы, заказчиков, потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, операторов электронных площадок, единую информационную систему, направлена на создание максимально прозрачного цикла формирования, размещения и исполнения заказов по государственным контрактам. Важнейшее место здесь отводится планированию. Заказчикам придется обосновывать закупки, составлять планы и планы-графики, содержащие информацию о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, проектных работ. При формировании плана-графика обоснованию подлежит цена контракта, в т.ч. начальная (максимальная).

Контрактная система предполагает нормирование — установление требований к товарам (работам, услугам), в т.ч. к их цене, во избежание приобретения предметов роскоши, «люкс», других дорогих покупок. Кроме того, вводится требование об обязательном общественном обсуждении закупок в случаях и порядке, устанавливаемых правительством. Уже известно, что в 2014 г. российская общественность будет обсуждать правомерность приобретения предметов закупок дороже 1 млрд. RUB.

Технология формирования начальной (максимальной) цены контракта (а также в случаях заключения его с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)) основана на применении экономических инструментов, которые выбираются заказчиком: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный методы. Основным, по мнению экспертов, должен стать нормативный метод — расчет полной стоимости контракта для исполнителя исходя из предельных объемов товаров и услуг, необходимых для выполнения работ по контракту, и среднерыночных цен на закупаемые товары в данном регионе.

Законом № 44-ФЗ предусмотрены следующие конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный и закрытый), запрос котировок, запрос предложений. Обычно закупка должна осуществляться через открытый конкурс, а не электронный аукцион, как теперь, за исключением случаев, позволяющих применять другие процедуры. В частности, социально значимые закупки (продукты питания для детей, больниц и т.п.) будут проводиться через конкурс с ограниченным участием, который позволит заказчику оценивать уровень компетенции поставщиков. Закупки инновационной продукции будут проводиться черед двухэтапные конкурсы.

Возможно заключение контрактов жизненного цикла (на закупку товара и его последующее обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию), например, на строительство дорог, авиа- и морских портов, подвижных железнодорожных составов и поездов метрополитена, крупных и сложных инженерно-технических сооружений. При этом от составления проектно-сметной документации до утилизации проект будет вести один подрядчик. Вводится банковское сопровождение контрактов.

Регламентированы случаи госзакупок товаров (работ, услуг) у единственного поставщика. Здесь для заключения контракта заказчик обязан документально обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену, включая ее расчет, и иные существенные условия контракта.

Реализация Закона № 44-ФЗ потребует принятия около 60 подзаконных актов, большая часть которых должна появиться до конца текущего года. Например, постановлением правительства РФ от 4.09.2013 № 775 установлена начальная (максимальная) цена контракта: 1 млрд. RUB — при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд и 100 млн. RUB — нужд субъекта РФ и муниципальных нужд. При превышении этих цен заказчик и поставщик должны будут предоставить дополнительную информацию о выгодоприобретателях, соисполнителях и т.п. Приказом Минэкономразвития РФ от 2.10.2013 № 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которые будут применяться с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг.

Михал СТЕЛЬМАК