Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Финансы
18.11.2003 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Роль векселей в денежном обращении Беларуси

По заказу Национального банка БГЭУ было проведено исследование о влиянии вексельного обращения на кредитно-денежные отношения в экономике страны...
По заказу Национального банка БГЭУ было проведено исследование о влиянии вексельного обращения на кредитно-денежные отношения в экономике страны. Анализ тенденций развития денежно-кредитной сферы показал, что основной ее проблемой является деформация спроса на деньги со стороны преференциальных субъектов. Они получают от государства и возвращают ему деньги по цене ниже рыночной.

В структуре спроса на деньги формируется неэффективный спрос на деньги, обусловленный:

1) требованиями со стороны системообразующих банков (в первую очередь, Белагропромбанка и Беларусбанка);

2) требованиями неэффективно работающих предприятий;

3) нуждами правительства, которые покрываются через финансирование дефицита государственного бюджета.

Система мягких бюджетных ограничений огосударствленных предприятий является главной причиной их слабой финансовой дисциплины. Государство создало перераспределительную систему, которая направляет большие объемы финансовых ресурсов неэффективным предприятиям. Донорами являются экспортные рентабельные фирмы. Тем самым поддерживается неэффективная занятость и выпуск неконкурентоспособной продукции, темпы роста затрат на производство которой превышают темпы роста валового дохода и прибыли. Неотъемлемой частью перераспределительной системы являются системообразующие банки, обслуживающие госпрограммы. Этим банкам принадлежит 90% активов банковской системы, что создает условия для действия неконкурентных механизмов на финансовом рынке.

Количество убыточных предприятий с низким качеством активов растет (на октябрь 2003г. -- 46%). Это приводит к тому, что эмиссия Нацбанком резервных денег становится объективно неизбежной. Ее высокие темпы должны поддерживать, во-первых, ликвидность системообразующих банков, чтобы компенсировать ухудшение качества их активов, а во-вторых, неэффективную кредитную экспансию и рост обязательств этих банков.

Системообразующие банки не равны средним и малым по статусу, что закреплено действием механизмов неконкурентного рынка. Нацбанк поддерживает их через разнообразные финансовые инструменты. Системообразующие банки, в свою очередь, выдают "мягкие" кредиты привилегированным предприятиям. В результате сложилось устойчивое превышение кредиторской задолженности над дебиторской. Это свидетельствует как о низкой дисциплине фирм, так и о производстве ими недостаточной величины добавленной стоимости.

В двухуровневой банковской системе Беларуси существует принципиально иная направленность (нежели в конкурентной рыночной экономике) причинно-следственной связи от изменения количества кредитных денег, эмитируемых коммерческими банками к изменениям денежной базы Нацбанка. В отличие от действующего в конкурентной рыночной экономике порядка первичности изменения денежной базы и вторичности изменения кредитных денег банков в транзитивной экономике Беларуси действует обратный порядок. Причина состоит в том, что системообразующие банки и огосударствленные предприятия работают в условиях мягких бюджетных ограничений и тем самым вынуждают Нацбанк своей эмиссией поддерживать прирост банковских кредитов этим предприятиям. Создается неэффективный механизм взаимосвязи между денежной базой, совокупной денежной массой (СДМ) и ВВП, что закономерно ведет к устойчивым диспропорциям в экономике. Вследствие этого деформируется спрос на деньги и их предложение, что вызывает очень высокий уровень инфляции.

Чем мягче бюджетные ограничения, тем ниже качество активов банков и фирм, тем более высокими являются темпы эмиссии денег. В итоге все большими становятся взаимные неплатежи по обязательствам фирм друг другу. Слабость неконкурентных рыночных институтов проявляется также в неспособности правовой системы обеспечить бесперебойность исполнения денежных контрактов. Ухудшение ликвидности ведет к натурализации экономических отношений, замещению денег различными суррогатами. Неплатежеспособные фирмы эмитируют натурализованные обязательства (квазиденьги), с их помощью они пытаются "развязать" растущие неплатежи. Неденежные цены на сравниваемые товары выше денежных. Проводимая Нацбанком умеренно-жесткая монетарная политика не поддерживается действиями правительства по переводу огосударствленных предприятий на систему жестких бюджетных ограничений.

Ценные бумаги Национального и коммерческих банков (векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, облигации и др.) с января 2002г. начали включаться в структуру СДМ. Эти ценные бумаги приравнены к деньгам, т.к. они не являются неденежными формами прекращения обязательств. На 1.01.2003г. банки выпустили ценных бумаг на 100,2 млрд. ВYR, что составляет всего лишь 2,6% в структуре широкой СДМ.

В 1996--1998гг. авалированные финансовыми органами облисполкомов и застрахованные в уполномоченной страховой компании (РИП-АЧСК) векселя фирм применялись для проведения региональных зачетов по неплатежам контрагентам, по погашению задолженности по налогам в областные бюджеты. Облисполкомы и страховая компания не допускали предъявления к учету векселей предприятий за деньги, что свидетельствовало об их неденежной сущности как средства ограниченной ликвидности. Этот тип векселей использовался только для "расшивки" неплатежей, замыкая их движение внутри выстроенных облисполкомами бартерных цепочек. Он мог "ходить" только по замкнутым цепям движения неоплаченной дебиторами продукции, а также предъявлялся для погашения налогов в областные бюджеты. Аналог этих векселей был реанимирован в форме так называемых "системных векселей" в 1999--2003гг., которые также предназначаются для "расшивки" неплатежей, проводимых в рамках областных региональных программ.

Товарные векселя, применяемые для покрытия просроченной задолженности в неденежной форме, являются деструктивным элементом для денежной экономики. Фирма, выпуская вексель, проводит его по выстроенным товарным цепочкам и получает обратно в счет погашения задолженности со стороны последнего векселедержателя. Подавляющую часть выпуска векселей осуществляют крупные предприятия-экспортеры (МТЗ, МАЗ, БМЗ, Белтрансгаз, Белшина, Полимир, МЗКТ и т.д.). Сложившаяся ситуация требует реформирования долговых отношений в экономике. Предлагаются следующие меры:

1. Активное подключение центральных, региональных и местных органов государства к созданию долгового сегмента финансового рынка и правил работы на нем. На первом этапе предполагается организация рынка долгов фирм не стратегических отраслей экономики. Создание правовых механизмов должно обеспечить реальную возможность держателям просроченных долгов, в том числе приобретенных на рынке, осуществлять контроль над деятельностью должников. Коррективы в управление неблагополучными фирмами со стороны крупных держателей долгов со временем будут оценены самим рынком. С помощью этого механизма производится селективная приватизация фирм. Улучшение финансового положения должника будет свидетельствовать об эффективности внешнего управления. Это потребует в дальнейшем участия внешнего управляющего в приватизации фирм, т.е. продажи ему уже не только долговых обязательств, но и доли в капитале.

2. Создание правовых и экономических условий (инфраструктура, вынуждающая фирмы к безусловному исполнению своих обязательств) обращения товарных векселей как денежных (а не условно-счетных, чисто расчетных) инструментов.

3. Формирование рынка долговых обязательств, котируемых на долговом сегменте финансового рынка, необходимых для выявления реальной цены активов и пассивов фирм (определение рыночной цены фирмы).

4. Секьюритизация рынка долговых обязательств по требованию кредитора, т.е. превращение долгов в ценные бумаги для продажи их на финансовом рынке, ускорение рыночного оборота и упрощение процедур уступки права требования на долги. Секьюритизации подлежит, прежде всего, задолженность фирм перед бюджетами разных уровней.

5. Поэтапная ликвидация системы прямых и косвенных субсидий в экономике, что позволит снять избыточную нагрузку с крупнейших фирм-экспортеров.

6. Перевод огосударствленных предприятий на систему жестких бюджетных ограничений и реформирование микроэкономики огосударствленных предприятий, что вынудит их на рынке максимизировать массу прибыли на капитал.

7. Создание соответствующей инфраструктуры для рынка долговых обязательств: депозитарного учета, торговых площадок, сети информационного обеспечения. Под последним подразумевается широкое публичное освещение деятельности фирм-должников: финансовой, коммерческой и производственной сторон.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by