$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

Рискованное членство

23.01.2009

Министерство экономики установило правила информационного сопровождения процесса государственных закупок товаров (работ, услуг) и создания конкурсных комиссий. Напомним, новый порядок осуществления госзакупок, вступивший в действие с 19 января, определен Указом Президента от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» и постановлением Совмина от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок».

Минэкономики постановлением от 15.01.2009 № 8 утвердило Инструкцию о порядке размещения (публикации) информации о госзакупках. Как и прежде, информационным центром остается РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (далее — Центр). Его сайт (информационная система «Тендеры») и печатное издание (информационно-аналитический бюллетень «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом») выполняют функции официальных. Облисполкомам и Мингорисполкому оставлено право определять для подчиненных организаций дополнительные сайты и печатные издания. Однако большого смысла в их существовании теперь, в отличие от прошлого порядка, нет, поскольку Инструкция требует, чтобы вся информация о госзакупках в дополнительных СМИ обязательно передавалась в Центр — ИС «Тендеры», который фактически становится монополистом информационного сопровождения конкурсных процедур.

Инструкция ужесточает требования к дисциплинированности заказчиков, связанной, в частности, с публикацией годовых планов госзакупок. «Планы, направленные в Центр после 7 марта и поступившие в Центр после 12 марта, в ИС «Тендеры» не размещаются» — подчеркивается в Инструкции. Между тем публикация этих планов — важный элемент конкурсного законодательства, несоблюдение которого может обернуться для заказчиков большими неприятностями.

Приглашение к участию в конкурсных процедурах также остается обязательным элементом информации о госзакупках. При этом изменилась приоритетность его публикации в электронной форме и на бумажном носителе. Если раньше приглашение считалось опубликованным после его размещения в печатном издании, то теперь в соответствии с постановлением № 1987 отсчет начинается с даты его размещения на сайте.

Еще одно новшество — реестр договоров, который согласно Инструкции, где регламентирован порядок его публикации, становится обязательным элементом информации о госзакупках. Заказчики должны позаботиться, чтобы договоры, которые они подписывают с поставщиками по итогам конкурсных процедур, были зарегистрированы. В соответствии же с Указом № 618 они, напомним, подлежат регистрации в главных управлениях Минфина по областям (г. Минску), их отделениях либо в обслуживающих заказчиков банках «при представлении заказчиками документов на оплату государственной закупки и заявления о проведенной процедуре закупки».

Постановление Минэкономики от 15.01.2009 № 9 утвердило Положение о конкурсной комиссии, которая создается заказчиком (организатором, уполномоченной организацией) для осуществления госзакупок на конкурсной основе, а также ряд форм документов, которые сопровождают этот процесс.

Как известно, главой государства была дана установка усилить в новом порядке госзакупок ответственность лиц, задействованных в проведении конкурсных процедур, в целях борьбы с коррупцией, ограничения условий, способствующих получению «откатов», и т. д. Напомним, согласно Указу № 618 «председатель и члены комиссии, созданной для проведения государственных закупок, либо другие лица, виновные в нарушении требований, указанных в части первой настоящего пункта, а также в несоблюдении иных правил в сфере государственных закупок, причинившие ущерб государству, организациям или гражданам, несут дисциплинарную, административную, уголовную и (или) иную ответственность в соответствии с законодательством».

Иначе говоря, закупочная деятельность в учреждении, организации, на предприятии становится «рискованной» с точки зрения неэффективного расходования выделяемых казенных средств. В то же время в силу должностных обязанностей прежде всего руководитель, а не уборщица должен нести за это ответственность. Поэтому логичным представляется подход либо обязательного членства в конкурсных комиссиях первых лиц, либо утверждения ими решения комиссии. Кстати, в прежнем Положении о конкурсных комиссиях имел место именно такой подход, когда протокол решения комиссии подписывался в течение 3 рабочих дней — заказчиком. В нынешнем Положении данная норма исключена.

Иначе говоря, отныне комиссии, персональный состав которых утверждается руководителями заказчика (организатора, уполномоченной организации) и в которые, «как правило, входят юрист и специалисты по предмету закупки и при необходимости — специалисты соответствующего профиля других организаций и госоргана (организации), в подчинении (составе) которого находится заказчик, организатор, уполномоченная организация (при наличии согласия таких организаций и госорганов)», становятся в своих решениях по выбору поставщиков будто бы «независимыми». Но это также означает, что дамоклов меч в виде угрозы уголовной или иной ответственности за нарушение порядка госзакупок практически никак не затрагивает директора, но может обрушиться на голову рядового юриста, инженера, бухгалтера, снабженца и т. д., которым прикажут войти в состав конкурсных комиссий.

В новом Положении изменены условия включения лиц в конкурсную комиссию. Если раньше ее членом не мог быть лишь «участник или его представитель», то сейчас ограничений стало больше. Согласно Положению в составе комиссий не должно быть, в частности, специалистов заказчика (организатора, уполномоченной организации), которые имеют статус индивидуального предпринимателя. Кроме того, специалист, не ознакомленный с законодательством о государственных закупках и настоящим Положением, также не может претендовать на членство.

Михал СТЕЛЬМАК