$

2.0757 руб.

2.3160 руб.

Р (100)

3.2234 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Торговля

Рискованное членство

23.01.2009

Министерство экономики установило правила информационного сопровождения процесса государственных закупок товаров (работ, услуг) и создания конкурсных комиссий. Напомним, новый порядок осуществления госзакупок, вступивший в действие с 19 января, определен Указом Президента от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» и постановлением Совмина от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок».

Минэкономики постановлением от 15.01.2009 № 8 утвердило Инструкцию о порядке размещения (публикации) информации о госзакупках. Как и прежде, информационным центром остается РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (далее — Центр). Его сайт (информационная система «Тендеры») и печатное издание (информационно-аналитический бюллетень «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом») выполняют функции официальных. Облисполкомам и Мингорисполкому оставлено право определять для подчиненных организаций дополнительные сайты и печатные издания. Однако большого смысла в их существовании теперь, в отличие от прошлого порядка, нет, поскольку Инструкция требует, чтобы вся информация о госзакупках в дополнительных СМИ обязательно передавалась в Центр — ИС «Тендеры», который фактически становится монополистом информационного сопровождения конкурсных процедур.

Инструкция ужесточает требования к дисциплинированности заказчиков, связанной, в частности, с публикацией годовых планов госзакупок. «Планы, направленные в Центр после 7 марта и поступившие в Центр после 12 марта, в ИС «Тендеры» не размещаются» — подчеркивается в Инструкции. Между тем публикация этих планов — важный элемент конкурсного законодательства, несоблюдение которого может обернуться для заказчиков большими неприятностями.

Приглашение к участию в конкурсных процедурах также остается обязательным элементом информации о госзакупках. При этом изменилась приоритетность его публикации в электронной форме и на бумажном носителе. Если раньше приглашение считалось опубликованным после его размещения в печатном издании, то теперь в соответствии с постановлением № 1987 отсчет начинается с даты его размещения на сайте.

Еще одно новшество — реестр договоров, который согласно Инструкции, где регламентирован порядок его публикации, становится обязательным элементом информации о госзакупках. Заказчики должны позаботиться, чтобы договоры, которые они подписывают с поставщиками по итогам конкурсных процедур, были зарегистрированы. В соответствии же с Указом № 618 они, напомним, подлежат регистрации в главных управлениях Минфина по областям (г. Минску), их отделениях либо в обслуживающих заказчиков банках «при представлении заказчиками документов на оплату государственной закупки и заявления о проведенной процедуре закупки».

Постановление Минэкономики от 15.01.2009 № 9 утвердило Положение о конкурсной комиссии, которая создается заказчиком (организатором, уполномоченной организацией) для осуществления госзакупок на конкурсной основе, а также ряд форм документов, которые сопровождают этот процесс.

Как известно, главой государства была дана установка усилить в новом порядке госзакупок ответственность лиц, задействованных в проведении конкурсных процедур, в целях борьбы с коррупцией, ограничения условий, способствующих получению «откатов», и т. д. Напомним, согласно Указу № 618 «председатель и члены комиссии, созданной для проведения государственных закупок, либо другие лица, виновные в нарушении требований, указанных в части первой настоящего пункта, а также в несоблюдении иных правил в сфере государственных закупок, причинившие ущерб государству, организациям или гражданам, несут дисциплинарную, административную, уголовную и (или) иную ответственность в соответствии с законодательством».

Иначе говоря, закупочная деятельность в учреждении, организации, на предприятии становится «рискованной» с точки зрения неэффективного расходования выделяемых казенных средств. В то же время в силу должностных обязанностей прежде всего руководитель, а не уборщица должен нести за это ответственность. Поэтому логичным представляется подход либо обязательного членства в конкурсных комиссиях первых лиц, либо утверждения ими решения комиссии. Кстати, в прежнем Положении о конкурсных комиссиях имел место именно такой подход, когда протокол решения комиссии подписывался в течение 3 рабочих дней — заказчиком. В нынешнем Положении данная норма исключена.

Иначе говоря, отныне комиссии, персональный состав которых утверждается руководителями заказчика (организатора, уполномоченной организации) и в которые, «как правило, входят юрист и специалисты по предмету закупки и при необходимости — специалисты соответствующего профиля других организаций и госоргана (организации), в подчинении (составе) которого находится заказчик, организатор, уполномоченная организация (при наличии согласия таких организаций и госорганов)», становятся в своих решениях по выбору поставщиков будто бы «независимыми». Но это также означает, что дамоклов меч в виде угрозы уголовной или иной ответственности за нарушение порядка госзакупок практически никак не затрагивает директора, но может обрушиться на голову рядового юриста, инженера, бухгалтера, снабженца и т. д., которым прикажут войти в состав конкурсных комиссий.

В новом Положении изменены условия включения лиц в конкурсную комиссию. Если раньше ее членом не мог быть лишь «участник или его представитель», то сейчас ограничений стало больше. Согласно Положению в составе комиссий не должно быть, в частности, специалистов заказчика (организатора, уполномоченной организации), которые имеют статус индивидуального предпринимателя. Кроме того, специалист, не ознакомленный с законодательством о государственных закупках и настоящим Положением, также не может претендовать на членство.

Михал СТЕЛЬМАК


Менеджмент: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы