$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

РИСКНИ- ПОМОГИ БЛИЖНЕМУ

14.12.2010

Христианская заповедь «помоги ближнему» в интерпретации белорусского законодательства обросла невероятным количеством требований и процедур. Сложность их исполнения в сочетании с высокими штрафами за нарушения установленных правил делают благотворительность весьма рискованной затеей. На минувшей неделе эту проблему обсудили на круглом столе в Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей (БСПН) им. М.Кунявского.

Сегодня благотворительная деятельность в нашей стране регулируется сразу несколькими указами и декретами Президента, постановлениями Совмина и рядом подзаконных актов более низкого уровня. Такое изобилие нормативной базы однако не стало стимулом для граждан и бизнеса в деле помощи нуждающимся. При этом одним из основных препятствий на пути благотворительности оказался Указ от 1.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». В процессе подготовки этого документа представители Администрации Президента заверяли, что он ни в коем случае не будет носить запретительного характера. Не создавать дополнительных барьеров потребовал и глава государства, напомнила собравшимся первый замдиректора БСПН Нина Наумович. Но получилось все с точностью до наоборот. «Указ стал жесточайшим барьером для коммерческих организаций, бизнеса. Он не дает возможности систематически оказывать благотворительную (спонсорскую) деятельность». Оказалось, что даже помощь детям работников предприятий вне закона. На волне недовольства профсоюзов поправки в Указ № 300 пришлось вносить уже спустя полгода после его принятия.

С тех пор в Указ № 300 семь раз вносились изменения и дополнения, но большинство ограничений сохранилось. В частности, жертвовать могут только юридические лица и ИП (физлица почему-то оказались не у дел) и только на цели, определенные закрытым перечнем. Конечно, цели эти достаточно благородны — охрана и восстановление историко-культурного наследия, приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, выпуск учебников, организация питания учащихся, ликвидация последствий аварии на ЧАЭС и т.д. Но почему поддерживать можно только олимпиады, конкурсы, фестивали, которые организуются по решению Президента, Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома? Почему объектом спонсорства могут быть только научные исследования, проводимые в рамках государственных программ? Почему помогать в иных целях, не оговоренных в Указе № 300, можно только по решению Президента или с его согласия? Наконец, как под запретом, наравне с поддержкой экстремизма и политических партий, оказалось содействие в проведении семинаров и собраний независимо от их тематики? К примеру, после выхода Указа № 300 члены БСПН — солидные белорусские предприятия — утратили право спонсировать мероприятия своего бизнес-союза.

Для организаций с долей государства в уставном капитале серьезным барьером стало ограничение по предельному объему оказания благотворительной помощи (не более 1% от годовой выручки) и необходимость согласовывать ее с вышестоящим органом госуправления. В придачу требуется оформлять договор оказания безвозмездной помощи, указывать в нем товары (работы, услуги), которые будут приобретены на пожертвованные деньги, готовить отчет о целевом использовании средств… «У кого появится желание заниматься такой бухгалтерией?», — задается вопросом Н.Наумович. Тем более, что, как и полагается, законодатель предусмотрел весьма серьезную ответственность за помощь ближнему, оказанную не по правилам. Согласно ст. 23.84 КоАП на ИП может быть наложен штраф от 20 до 50 базовых величин (БВ), на юрлицо — от 50 до 100 БВ. Использование помощи на запрещенные цели или без заключения договора влечет наложение штрафа в размере от 25 до 50 БВ, на ИП — от 100 до 150, а на юрлицо — до 200 БВ. При этом во всех случаях одновременно предусматривается конфискация такой помощи либо взыскание ее стоимости. Зато для чиновников, понуждающих бизнес оказывать помощь «нужным» организациям, несмотря на декларации о недопустимости подобных действий, наказания в КоАП не нашлось.

В сложном положении оказались многие общественные организации. По словам председателя ОО бывших узников фашизма Партизанского района Минска «Доля» Регины Лаврович, «с принятием Указа № 300 мы вдруг ощутили, что нами перестали заниматься полностью». Найти спонсора стало крайне сложно, а смельчаки, что отваживались помочь старикам, дав немного денег, просили никогда и никому о них не говорить. Спас немецкий фонд «Память, ответственность и будущее», у которого по завершении выплат узникам фашизма остались свободные средства. Помощь иностранного донора оказалась весьма кстати, ведь у себя на родине узники оказались никому не нужны. Из белорусского законодательства просто исключили такую категорию пострадавших, лишив их льгот, а к 65-летию Победы многим даже не прислали поздравительные открытки, т.к. у исполкома не нашлось на это денег, с возмущением рассказала Р.Лаврович.

Относительно оптимистичным на этом фоне выглядело выступление начальника отдела рекламы и связей с общественностью ОАО «Белгазпромбанк» Сергея Приемко. По его словам, в последние годы благотворительность стала частью корпоративной культуры банка: ежегодно на собрании акционеров утверждается соответствующая программа с бюджетом 3% от годовой прибыли. На постоянной основе оказывается помощь Слуцкому дому ребенка, школе-интернату для детей-сирот в Гомельском районе, а учрежденный банком благотворительный фонд «Шанс» стал крупнейшим в стране, профинансировав за 2 года лечение более 100 детей. Правда, участие в реализации программ административно-территориальных органов власти выступавший охарактеризовал как «не совсем наш выбор», а поддержку спорта как «совместный выбор». Тем не менее работа по этим направления не стала для банка в тягость — аппетит «просителей» из числа чиновников различного ранга значительно умерился по сравнению с началом 2000-х, отметил С.Приемко. Тогда особо тяжело было разговаривать с представителями спортивного сообщества — на отказ неизменно следовало «вы ж понимаете, кому вы даете отрицательный ответ». Кроме того, в последние годы ни Указ № 300, ни сложность бухучета не стали непреодолимой преградой в благотворительной деятельности, а недавняя проверка банка со стороны КГК прошла без замечаний.

Впрочем, как признал и представитель Белгазпромбанка и другие участники круглого стола, одолеть многочисленные процедуры и вести благотворительную деятельность в открытую по силам только крупным компаниям. Многие из них действуют под эгидой Глобального договора ООН, в т.ч. «Оливария», «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», МТС. В уставных фондах этих компаний присутствует иностранный капитал, а в стратегии работы — зарубежные технологии. К слову, на Западе благотворительность давно уже стала неотъемлемым атрибутом успешного маркетинга. 38 американских миллиардеров объявили о том, что половину своего состояния потратят на благотворительные цели, при этом большинство из них, как ожидается, станут еще богаче. Простая охота за покупателем, ценовые скидки, бонусы потеряли былую эффективность. Для выхода на новый уровень нужна эмоциональная связь с потребителем, отмечает директор репутационного агентства «Шаги к успеху» Марина Рощина. Именно активная благотворительность дает бизнесу такую возможность.

Впрочем, как показал опрос фонда «Шанс», основная масса белорусских бизнес-структур все еще далека от мировых стандартов: 73% респондентов не осуществляют никаких программ благотворительной деятельности. Те же, кто решился пойти по этому пути, в большинстве случаев руководствуются порывом души, а не экономической выгодой, 45% из них отметили, что благотворительность никак не влияет на экономические показатели и дает лишь моральное удовлетворение. Увы, белорусское законодательство не на стороне филантропов, а обилие разного рода ограничений не компенсируется должными льготами для социально-ответственного бизнеса. Более половины респондентов обратили внимание на несовершенное налоговое и другое законодательство как фактор сдерживания благотворительности. Так, уже многие годы в республике льготироваться может не более 5% валовой прибыли, переданной зарегистрированным на территории РБ бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта или использованная на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права (подп. 1.2 ст. 140 НК). Если же организация решит направить свои средства на помощь негосударственному ближнему, поощрения в налоговом законодательстве она не найдет.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях