$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

РИСКИ НИЧТО, ИМИДЖ - ВСЕ ©

04.01.2013

Создать положительный имидж страны у новичков проще и дешевле, чем убедить в этом тех, кто уже успел с ним познакомиться на практике. Активное использование технологий маркетинга и PR в продвижении своих инвестиционных возможностей на мировом рынке не всегда отражает объективное положение дел.

Обсуждение этой темы выдалось достаточно экспрессивным у участников III Международного форума «Имидж Республики Беларусь: время действовать», прошедшего в конце прошлого года в Минске. Участники секции «Международная торговля и инвестиции» разделились на два лагеря — воодушевленных романтиков и реалистичных скептиков. Первый был представлен начальником сектора коммуникаций Национального агентства по инвестициям и приватизации Игорем Кольченко, второй — кандидатом экономических наук, заместителем председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгием Грицем.

В последнее время редкое мероприятие, посвященное инвестициям, тем более с иностранными участниками, обходится без сотрудников агентства. Его представители, позиционирующие себя как проводники взаимопонимания между государством и бизнесом, всегда находят аргументы в пользу привлекательности нашей страны для вложения капитала. В этот раз И.Кольченко заверил, что работа с потенциальными инвесторами в республике теперь ведется системно: с использованием зарубежных встреч, СМИ и Итернета. В понятной для иностранцев форме на сайте агентства выложены инвестиционные предложения республики. Приступили к поиску инвесторов для проведения пилотной приватизации с привлечением финансового консультанта из «Большой четверки» — компании Ernst & Young.

Заинтересовать инвесторов, по мнению агентства, должны огромный рынок ЕЭП (порядка 170 млн. потребителей), выгодное географическое положение Беларуси, развитая логистика и инфраструктура, положительные оценки в ряде исследований международных структур, в частности, в рейтинге Doing Business.

Приоритетными направлениями для инвестиций должны стать информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии и фармацевтика, а также альтернативная энергетика. Именно здесь, по мнению И.Кольченко, можно сформировать высокую добавленную стоимость, в чем заинтересованы и инвесторы, и государство. Впрочем, заметим, что в альтернативной энергетике с добавленной стоимостью как раз не все так просто. Например, в Западной Европе, многие энергетические компании в данной сфере сводят концы с концами лишь благодаря госдотациям.

Представитель агентства высоко оценил организацию VII Белорусского инвестиционного форума — от работы образованных волонтеров до выдачи виз иностранцам прямо в аэропорту, что также должно было убедить гостей вкладывать деньги в Беларусь. Достойным итогом, по мнению И.Кольченко, стало подписание 12 меморандумов о намерениях на общую сумму 150 млн. USD. Отметим, на предыдущих форумах пакеты подписанных деклараций также оценивались в сотни миллионов долларов, но на вопрос, какая их часть дошла до стадии реализации, представитель агентства ответить не смог (судя по данным статистики, немногие). Тем не менее, он заверил, что на сей раз договоренности будут исполнены.

Впрочем, их никак не хватит для насыщения инвестиционных потребностей страны, которые только в промышленности, согласно отраслевой программе, оцениваются в 90 млрд. USD или порядка 11 млрд. USD/год, из которых не менее трети, по расчетам, должны составить ПИИ. Поможет ли здесь пропаганда традиционных возможностей страны на форумах и в иностранных СМИ вроде немецкой Handelsblatt, порадовавшей недавно немецких читателей рекламными материалами о Беларуси.

Пока имидж нашей страны более-менее позитивен только в глазах инвесторов из постсоветского пространства, считает Г.Гриц. Западный менталитет требует более понятной ему модели ведения бизнеса, чего можно достичь только путем реформ. Заметим, что и для россиян белорусский стиль сотрудничества становится все менее понятным. Например, генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин в интервью газете «Ведомости» признал, что, хотя работа по проекту создания автохолдинга с МАЗом, никогда не останавливалась, после публичных заявлений Президента Беларуси о сомнениях в целесообразности объединения, процесс начинает тормозиться. С.Когогину не нравится «вязкий процесс переговоров, который нарушает логику действий» и невозможность после проведения оценки и выхода на уровень базовых договоренностей приступить к подтверждению результатов и выводам.

Вероятно, подобные отношения имел в виду Г.Гриц, предупреждая, что у нас инвесторы сталкиваются со многими рисками, в т.ч. специфическими, которые лучше не скрывать. Иначе разочарование может обернуться оттоком капитала, а переубедить тех, кто обжегся, будет вдвойне сложней.

По мнению Г.Грица, сложно говорить о серьезной инвестиционной привлекательности страны, т.к. она не является членом ВТО, в отличие от России, уже вступившей в эту организацию, и Казахстана, который вот-вот там окажется. В белорусском МИДе надеются, что процесс присоединения республики завершится в течение 2-х лет, однако ученый не разделяет такого оптимизма. В личном общении с ним американские дипломаты дали понять, что Беларусь сможет стать членом ВТО лишь после того, как получит статус рыночной экономики. С нынешней моделью управления и засильем госсобственности это невозможно, и, судя по развитию событий, ситуация не скоро изменится.

Г.Гриц также недоумевает, почему на разного рода PR-мероприятиях инвесторов продолжают активно зазывать льготами СЭЗ, умалчивая о том, что через 5 лет согласно соглашениям ЕЭП, льготы будут упразднены. Претендуя на членство в ВТО, мы громко заявляем о создании китайско-белорусского индустриального парка, фактически являющегося оффшорной зоной. Более того, парк создает конфликт с интересами производителей из РФ и других стран. Высокая вероятность экономического и политического противодействия значительно повышает риски. Поэтому ученый полагает, что инвестиции в парк, скорее всего будут не прямыми, а в иных, не столь интересных формах.

Чиновники пишут отраслевые программы, без должной оценки внешних вызовов и постановки приоритетов пытаясь объять необъятное. Например, малореалистичной выглядит попытка страны с ограниченными финансовыми ресурсами реализовать программу инновационного развития, сопоставимую по количеству задач с аналогичной программой ЕС и превышающую российскую.

Внятных ответов на эти замечания на форуме не прозвучало. Вероятно им станут конкретные цифры, измеряющие не число PR-акций и обещаний, а конкретные состоявшиеся проекты: с суммами вложений и сроками завершения и окупаемости.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО