$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Рикошетом по индикаторам

19.03.2010

Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка РФ опубликовал исследование результатов экономического роста стран СНГ в 2009 г. и перспектив развития в нынешнем. По мнению авторов, в Беларуси сложности с финансированием дефицита бюджета и дефицита платежного баланса создают угрозы устойчивому развитию в ближайшие годы.

По темпам развития в кризисный период страны разделены на три группы. В первую вошли практически не пострадавшие от кризиса Азербайджан (рост ВВП на 9,3%), Туркменистан (6,1%) и Узбекистан (8,1%). Их, по мнению аналитиков ЦМИ, спасла сырьевая ориентация экономики и отдаленность от глобальных рынков капитала. Впрочем, сырьевой экспорт не спас отнесенные ко второй группе Казахстан (рост ВВП на 1,2%), слишком увлекшийся интеграцией в мировой финансовый рынок, Кыргызстан (2,3%) и Таджикистан (3,4%), зависимые от переводов трудовых мигрантов, и включенную в третью группу Россию (спад ВВП на 7,9%) — в силу целого комплекса причин. Вместе с ней самими пострадавшими названы Армения, Молдова и Украина.

Хотя Беларусь отнесена в исследовании к золотой середине, авторы полагают, что наша страна «в известном смысле» также является сырьевой, поскольку здесь сформировался «значительный сектор нефтепереработки, получающий сырье из России по субсидированным ценам и экспортирующий продукты переработки в страны ЕС по европейским ценам». Поэтому эксперты ЦМИ не исключают гипотезу о том, что восстановление глобального нефтяного рынка положительно сказалось на белорусской экономике во второй половине года, тем более что в январе–июне наша промышленность работала в основном на склад, благо, административные меры позволили резко увеличить кредитование экономики. В Беларуси правительство всячески стимулировало рост кредитования банковского сектора, темпы увеличения которого в номинальном выражении за год составили 42%. Расплатой за активную политику поддержания ликвидности стала высокая инфляция (13%), по уровню которой наша страна уступает лишь Украине (16%), и проблема долларизации экономик.

Во второй половине года экономическая ситуация начала выправляться, что видно и по динамике запасов, и по динамике ВВП. Определенный вклад в улучшение динамики могли внести стабилизация, а затем и некоторое улучшение экономической ситуации у нашего главного торгового партнера — России, а также девальвация национальной валюты на 36% в течение года. Возможность использования административных рычагов, полагают эксперты ЦМИ, помогла Беларуси остаться на плаву в кризис, но привела и к накоплению дополнительных рисков на этапе оживления глобальной экономики. Сложности с финансированием дефицита бюджета и дефицита платежного баланса, высокий темп роста кредитов и возможное дальнейшее повышение цен на российский газ создают определенные угрозы для устойчивости белорусской экономики в ближайшей перспективе. Так, дефицит счета текущих операций Беларуси в 2009 г. составил почти 10% ВВП. Основными источниками финансирования дефицита республиканского бюджета должны стать доходы от приватизации и внешние заимствования. Впрочем, обойтись без внешней помощи удалось только поставщикам углеводородов (Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан и Узбекистан), накопившим в предкризисные годы значительные резервы. Беларуси же пришлось искать выход во внешних заимствованиях. В результате совокупный долг рос самыми быстрыми темпами среди стран СНГ, достигнув 22,3% к ВВП.

На этапе подъема экономик рост инфляции возможен в странах, где центральные банки не смогут перестроиться и вовремя закончить политику монетарного стимулирования. Определенное влияние на инфляцию окажет изменение глобальных цен на топливо и продовольствие.

Реакция экономики стран СНГ на кризис в значительной степени зависела от их внешнеторговой специализации, степени финансовой интеграции с мировыми рынками и зависимости от переводов трудовых мигрантов. При этом кризис, по мнению авторов исследования, выявил довольно явную закономерность, на которую в последнее время обращалось мало внимания. Еще 10 лет назад считалось, что особенностью стран СНГ является их сильная зависимость от России. Кризис показал, что подобная ситуация уходит в прошлое. Экспортеры углеводородов и металлов больше зависят от состояния азиатских экономик. Прямые внешнеторговые связи с Россией снижаются (например, ее доля в белорусском экспорте сократилась с 50% в 2000 г. до 30 в 2009-м). Российские инвестиции и кредиты играют лишь небольшую роль для экономик СНГ, которые все больше зависят от ситуации в развитых странах или тех же странах Азии. Появление дочерних компаний российских банков в странах СНГ способствует усилению внутри региона, но далеко не во всех странах российские банки являются лидерами по банковским инвестициям. Наиболее тесные связи, как представляется, сохранились на рынке трудовой миграции, но и здесь усиливается конкуренция.

Авторы исследования полагают, что на пространстве СНГ наблюдаются все виды возможных сценариев (V, U, L и W). При этом ситуация в европейских странах СНГ, в т.ч. в Беларуси, может улучшаться медленнее из-за стагнации в ЕС. Россия и Украина во многом остаются заложниками китайской политики на рынках сырья. Влияние собственно ситуации в России на большинство стран будет носить вторичный или даже маржинальный характер. Исключение могут составить страны Таможенного союза, прежде всего Казахстан, отмечается в исследовании. Если инвесторы поверят в успешность этого проекта, то Казахстан, имеющий лучший, чем в России, инвестиционный климат, сможет стать привлекательной альтернативой для тех, кто желает перенести производство продукции для продажи на российский рынок поближе к России. Степень интеграции при этом усилится. А влияние на экономический рост и создание рабочих мест будут несимметричными, поскольку у получателей инвестиций улучшится собственный инвестклимат.

Оксана КУЗНЕЦОВА