$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Рига ищет партнеров

24.10.2008

Беларусь и Латвия определились с перспективными направлениями совместных действий. Это развитие транспортных перевозок и логистики, создание совместных предприятий и сотрудничество в энергетическом секторе. Содействовать продвижению в этих направлениях будет созданный недавно Совет делового сотрудничества двух стран.

Такими были итоги прошедших 16-17 октября в Минске Белорусско-Латвийского инвестиционного форума, а также IV заседания межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В мероприятиях приняли участие более 350 человек, в т.ч. около 200 представителей латвийского и белорусского бизнеса.

Отметим, на протяжении последних лет Латвия является одним из основных торговых партнеров Беларуси. Взаимный товарооборот с 389 млн. USD в 2003 г. увеличился до 1,1 млрд. USD в 2007 г. За 8 месяцев т.г. он составил почти 1,7 млрд. USD (при белорусском экспорте в 1,6 млрд. USD). Как отметил на открытии инвестфорума министр экономики Беларуси Николай Зайченко, по итогам года товарооборот может составить 2 млрд. USD, но для его дальнейшего увеличения необходимо «поработать в части диверсификации сотрудничества».

Как показали переговоры, сейчас предпринимателей двух стран более всего интересует возможность создания совместных производств, инвестиции в недвижимость, а также строительство. В качестве стратегических названы транспортные перевозки и энергетика.

Последние два направления стали предметом обсуждения на встрече первого вице-премьера Владимира Семашко с министром экономики Латвии Каспарсом Герхардсом. В частности, было заявлено, что сотрудничество в этой сфере в недалеком будущем приобретет особую значимость. В 2009 г. в Беларуси будет принят закон об электроэнергетике. Концепция законопроекта предусматривает строительство источников энергии, использующих возобновляемые ресурсы и местные виды топлива, не только государством, но и частным бизнесом.

К слову, первый опыт прихода латвийских инвестиций в отечественную энергетику уже есть. Так, фирма Bio plast реализует в республике проект по созданию ветропарка. 14 ветряных генераторов общей мощностью 35 мВт планируется установить в поселке Волма Дзержинского района Минской области. Все подготовительные работы завершены, учреждена компания ООО «Ветроэнергетика», отвечающая за реализацию проекта, сообщил юрист Bio plast Тимур Шик. «Мы полагаем, что при грамотном инвестировании средств в области энергетики, логистики и других аналогичных производств в Беларуси можно получать стабильную прибыль», — подчеркнул специалист.

Знаковым стало создание белорусско-латвийского Совета делового сотрудничества. Протокол его образования подписан между объединениями предпринимателей двух стран в рамках форума. Сопредседателем союза с белорусской стороны стал глава компании «Трайпл» Юрий Чиж, с латвийской — Киров Липман.

Новая структура намерена содействовать разрешению различных проблемных вопросов. «Мы 4 года пытаемся создать СП на базе Борисовского фармацевтического завода и латвийской компании Grindex. Надеемся, что с созданием Совета проект будет развиваться более успешно», — обозначил К.Липман пример работы в беседе с корреспондентом «ЭГ».

Проблемными остаются грузоперевозки, что в первую очередь касается перевалки белорусских товаров через латвийский порт Вентспилс. Для наших соседей его использование приобретает особую значимость с учетом обострившейся конкуренции между портами в странах Балтии. Пока, как показывает практика, белорусские производители не всегда делают выбор в пользу Вентспилса. Так, еще недавно порт был основным пунктом отгрузки наших калийных удобрений на экспорт. Однако за последние годы ситуация кардинально изменилась. Сегодня лидер по перевалке продукции Беларуськалия — Клайпеда, а вот грузооборот Вентспилского порта снизился почти втрое. В итоге по результатам 9 месяцев 2008 г. Латвия потеряла 25 млн. EUR.

«Предложение латвийской компании Kalija parks менее конкурентоспособно, чем условия Клайпеды», — прокомментировал ситуацию Н.Зайченко. Тем не менее белорусы готовы заключить прямой договор и при определенных условиях выкупить контрольный пакет акций компании, являющейся оператором порта.

Прибалтийские партнеры готовы предоставить белорусам оптимальные условия, подчеркивают в Минэкономики Латвии. Эффективным вариантом может стать как покупка, так и аренда белорусской стороной терминала в порту. Переговоры об этом уже ведутся. Возможно, предварительные результаты будут озвучены на первом заседании Белорусско-Латвийского Совета делового сотрудничества 12 ноября в Риге. А значит, у двух стран может появиться новый совместный проект.

Алексей ГУЛЕВИЧ