$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

РЕЗЕРВЫ ОБЕСПЕЧАТ ЭКОНОМИЮ

20.06.2008

Насколько эффективно используются государственные деньги, какие резервы имеются как для их экономии, так и для пополнения доходной части бюджета без увеличения налоговой нагрузки? Все эти темы прозвучали в выступлении заместителя председателя Комитета государственного контроля Раисы САВРИЦКОЙ на пленарном заседании Палаты представителей Национального собрания при утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2007 г.

В своем выступлении Р.Саврицкая отметила, что достоверность отчетных данных доходов и расходов республиканского бюджета подтверждена проверкой. За 2 последних года значительно (с 17 до 2 раз) сократилось число уточнений бюджета. В то же время Минэкономики не удалось обеспечить глубокую проработку отдельных макроэкономических показателей, являющихся основой для составления проекта республиканского бюджета. В этом одна из причин расхождения ряда прогнозных и фактических показателей.

Положительной тенденцией КГК считает существенное снижение в структуре неналоговых доходов доли административных штрафов — с 9% в 2005 г. до 3% в 2007 г.

Вместе с тем, как показали проверки Комитета госконтроля, в 2007 г. недостаточно использовались законодательные возможности пополнения доходной части бюджетов, например, за счет продажи и сдачи в аренду земельных участков на аукционах. Так, в столице в 2007 г. они не проводились вообще. Вместе с тем продажа в мае 2008 г. на аукционе только четырех земельных участков общей площадью 0,36 га пополнит городской бюджет на 3,3 млрд. Br. Можно не сомневаться, что при желании потенциал земельного рынка позволит наращивать доходную часть местных бюджетов, а значит сокращать дотации на их сбалансирование из вышестоящих бюджетов, включая и республиканский.

Другим потенциальным источником дополнительных доходов является повышение эффективности использования имущества, находящегося в госсобственности.

Еще одним резервом пополнения доходной части бюджета является организация надлежащего учета отчислений в инновационные фонды. Как показывают проверки, отдельными плательщиками не обеспечивается их перечисление в бюджет в полном объеме. Между тем на сумму отчислений в инновационные фонды увеличиваются затраты и снижается налоговая база для расчета налога на прибыль. То есть бюджет теряет доходы дважды: в виде неперечисления платежей в инновационные фонды и занижения налога на прибыль.

Только по 17 предприятиям г. Минска задолженность по платежам в инновационные фонды на 1 января 2008 г. составляла более 100 млн. Br, по 21 организации Гродненской области — более 700 млн. Br.

В 2007 г. складывалось неравномерное исполнение расходов республиканского бюджета.

Наиболее равномерно финансировались расходы по разделам «Социальная политика», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности», наименее ритмично — «Охрана окружающей среды», «Национальная экономика» и «Национальная оборона».

Комитетом госконтроля проверено использование бюджетных средств, учитываемых практически по всем разделам бюджетной классификации. Результаты этих проверок свидетельствуют, что выделенные бюджетные средства не всегда используются рационально и эффективно, а зачастую — незаконно и не по целевому назначению.

Так, Комитетом изучался вопрос, насколько эффективно используются средства, выделяемые на науку. Проверено 85 научных организаций, подчиненных ряду министерств и ведомств. Нарушения выявлены почти у всех. Общая сумма необоснованно полученных средств, а также использованных не по целевому назначению и с нарушением законодательства составила около 5 млрд. Br. Неэффективно использовано более 9 млрд. Br. По результатам проверки ряд должностных лиц привлечен к административной и дисциплинарной ответственности.

Госкомитетом по науке и технологиям подготовлены проекты постановлений правительства по вопросам, связанным с научной деятельностью, отдельные из них уже приняты. Однако до настоящего времени законодательно не урегулирован вопрос о порядке создания и условиях деятельности временных научных коллективов (ВНК), что позволяет отдельным должностным лицам участвовать в течение месяца в 6-8 ВНК и иметь за этот период доход с учетом основного заработка свыше 10 тыс. USD.

В прошлом году проводились проверки и силовых ведомств. К примеру, Комитетом госконтроля установлено, что за 2007 г. Министерство обороны использовало средств не по целевому назначению и с нарушением законодательства на сумму 2 млрд. Br.

По результатам проверки доначислено налогов и неналоговых платежей на 1,7 млрд. Br, поставлено на учет основных средств и материальных ценностей на сумму более 250 млрд. Br.

Постоянно выявляются факты завышения стоимости строительно-монтажных работ, выполненных за счет средств бюджета, а также нарушения законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг. Только в ходе проверок отдельных организаций жилищно-коммунальной сферы г. Минска установлено завышение стоимости СМР на общую сумму свыше 1,4 млрд. Br, организаций Гродненской области — около 140 млн.Br. Аналогичные нарушения имели место в организациях, подчиненных Минобороны, МВД и др.

Вскрываются и такие факты, когда за бюджетные средства закупается дорогостоящее импортное оборудование, которое затем, в силу различных причин, длительное время не используется. Так, в 2007 г. за счет средств республиканского фонда охраны природы столичный Горремавтодор закупил у немецкой фирмы оборудование стоимостью около 12 млрд. Br для проведения подземных работ. Несмотря на то, что акт приема-передачи данного оборудования подписан 19 июля прошлого года, оно не эксплуатируется до сих пор. Требуются специальные трубы, производство которых планируется организовать до (!) 2011 г., на что в инновационном фонде Мингорисполкома необходимо изыскать еще порядка 5 млрд. Br и приобрести дополнительную технику для эксплуатации этого оборудования.

К сожалению, есть и другие подобные случаи. Так, в ходе проверки выявлено, что 15 единиц медоборудования на сумму более 6 млрд. Br не эксплуатировалось вообще, 13 единиц на 4 млрд. Br простаивало от 3 месяцев до 1,5 лет.

Есть вопросы, связанные с исполнением государственных программ. В 2007 г. из 45 программ, на которые приходится более 16% всех расходов республиканского бюджета, в полном объеме профинансированы только 12, т. е. менее 30% от их общего количества.

Р.Саврицкая отдельно заострила внимание и на такой важной составляющей республиканского бюджета, как государственные целевые бюджетные фонды.

Комитетом госконтроля в целях сокращения количества нарушений и повышения эффективности использования средств бюджетных фондов неоднократно вносились предложения об отказе от их целевого статуса с включением доходов и расходов таких фондов в состав бюджета. Однако число целевых бюджетных фондов, пока не снижается.

Прошлый год, к сожалению, не стал исключением в части искоренения случаев нарушений. Только Министерством транспорта и коммуникаций использовано не по целевому назначению и с нарушением законодательства средств инновационного фонда на сумму свыше 190 млн. Br. Департаментом «Белавтодор» допущено использование не по целевому назначению и с нарушением законодательства средств дорожного фонда на сумму свыше 250 млн. Br. Минским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды — 59 млн. Br средств фонда охраны природы.

Это лишь отдельные примеры нарушений законодательства при использовании бюджетных средств. Всего в 2007 г. по материалам проверок Комитета госконтроля возмещено в бюджет 68,5 млрд. Br и уплачено почти 37 млрд. Br административных штрафов.

Р.Саврицкая отметила, что Комитетом госконтроля внесен также ряд предложений по совершенствованию бюджетного и иного законодательства, которые в основном поддержаны Главой государства. По мнению Комитета только совместная работа всех государственных органов позволит оперативно и комплексно решать задачи по обеспечению экономии и бережливого использования государственных средств и материальных ресурсов.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях