$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

РЕЗЕРВЫ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ©

15.04.2014

В Беларуси к 2020 г. дефицит первичных энергоресурсов (ПЭР) вырастет по сравнению с 2010 г. на 4,5%, до 25,5 млн. т н.э. (тонн нефтяного эквивалента). При этом производство и потребление ПЭР увеличатся на 69,2%, до 6,6 млн. т н.э. и 13,4%, до 32,1 млн. т н.э. соответственно. Таковы прогнозы Комитета по устойчивой энергетике Европейской экономической комиссии ООН (КУЭ ЕЭК ООН), представленные в исследовании «Анализ политики государств СНГ в сфере повышения энергоэффективности и возможностей развития сотрудничества в регионе СНГ в целях получения синергетического эффекта».

На долю стран СНГ приходится примерно 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии. Условно можно разбить их на две группы: импортеры углеводородов (Беларусь, Украина, Молдова, Армения, Кыргызстан, Таджикистан) и их экспортеры (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан). Например, у РФ и Казахстана в 2010 г. был значительный профицит энергоресурсов, а в 2020 г. прогнозируется производство ПЭР на уровне 1460,5 млн. и 268,5 млн. т н.э. при потреблении 768,66 млн. и 79,95 млн. т н.э. соответственно.

Энергоемкость экономик стран СНГ в 2–3 раза выше, чем в развитых странах, что свидетельствует о нерациональном использовании энергоресурсов. Правда, отношение к этой проблеме у каждой из стран разное — в зависимости от обеспеченности ПЭР.

В исследовании отмечается, что наибольших результатов в сфере энергосбережения добилась Беларусь, которая стала с 1995 г. проводить наиболее последовательную и комплексную политику в сфере повышения энергоэффективности. Энергоемкость ее экономики в 1,4–1,8 раза ниже, чем в России, Украине, Казахстане, но по-прежнему выше, чем в среднем по Европе в 1,5–1,8 раза.

Теперь республика работает над задачей рационального энергопотребления, предусматривающей, в частности, снижение в 2020 г. энергоемкости ВВП по сравнению с 2005 г. не менее чем на 60%, достижение общего объема экономии ТЭР при сопоставимых условиях по ВВП не менее 5,2 млн. т у.т. в 2016 – 2020 гг. Для этого планируются мероприятия по энергосбережению, направленные на совершенствование отраслевой структуры экономики, внедрение современных энергоэффективных технологий и оборудования, развитие экономических и организационных механизмов стимулирования энергосбережения, системы учета и контроля энергопотребления, энергоаудита организаций и отраслей, повышение уровня энергоэффективности методами стандартизации, расширение спектра научных исследований. Вследствие этого в Беларуси наблюдается рост спроса и предложения на рынке энергоэффективных технологий и оборудования. Кроме того, существует спрос на услуги по управлению проектами и реализации проектов строительства под ключ, проведению энергетического обследования предприятий.

Успехи нашей страны в повышении энергоэффективности авторы исследования связывают с развитой правовой базой (более 30 актов законодательства). Отдельно отмечена Программа развития системы технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения на 2011–2015 годы, включающая разработку 136 государственных стандартов, из которых 88% будут гармонизированы с европейскими и международными нормами. Новые стандарты и переработка действующих касаются областей строительства (повышение энергоэффективности зданий), теплогенерирующего оборудования, возобновляемых, местных и альтернативных видов топлива, энергоменеджмента и энергоаудита организаций.

Эксперты ООН отметили наличие в Беларуси многозвенного государственного механизма по реализации политики и программ в области энергоэффективности и энергосбережения (ответственные за них управления и комитеты есть в каждом министерстве и региональных органах власти). Как государственные, так и частные предприятия обязаны включать в свои бизнес-планы задания по энергоэффективности, позволяющие следить за выполнением установленных показателей. Организована система мониторинга исполнения и отчетности перед Департаментом по энергоэффективности Госстандарта, который, в свою очередь, отчитывается по данному вопросу перед правительством.

Государства СНГ располагают значительным потенциалом энергосбережения — ориентировочно около 450 млн. т н. э., в т.ч.: Россия — 300 млн., Украина — 70 млн., Казахстан — 30 млн., Беларусь — 5 млн. т н. э. При этом у нас потенциал низкозатратных мероприятий к настоящему времени практически исчерпан. По итогам их внедрения Беларуси удалось, например, снизить тепловые потери с 26% в 2001 г. до 17% в 2012 г.

Основной потенциал повышения энергоэффективности в СНГ кроется в секторах конечного энергопотребления. Так, снижение потребления электроэнергии на 1 кВтЧч конечным пользователем означает экономию почти 5 кВтЧч ПЭР. По мнению авторов исследования, общей для всех стран СНГ проблемой является устаревшая технологическая база промышленности. На предприятиях хорошо зарекомендовали себя мероприятия по созданию комплексных локальных энергоисточников на базе тригенерации — производство электрической, тепловой энергии и холода (ОАО «Гроднохимволокно»). Такой подход особенно актуален для производств с большим объемом потребления энергии — тепличных комбинатов, стеклозаводов и т.д. На промышленных предприятиях мероприятия по энергосбережению, согласно рекомендациям КУЭ ЕЭК ООН, целесообразно планировать как часть мер по техническому переоснащению и модернизации производств на основе энергоэффективных технологий и оборудования. Удачным примером такого подхода является оптимизация схем внутреннего и внешнего электроснабжения на заводе «Полимир» ОАО «Нафтан» с использованием вторичных энергоресурсов, техпроцессов и т.д.

За счет повышения энергоэффективности можно повысить добавленную стоимость АПК. В Беларуси, например, предлагается активно внедрять биогазовые комплексы для получения тепловой и электроэнергии, установки утилизации тепла, замещать импортное топливо местным, оптимизировать схемы теплоснабжения, применять энергоэффективные технологии в тепличных комбинатах. Резерв снижения потребления ТЭР оценивается в 30%.

Государства СНГ обладают громадным потенциалом энергосбережения в ЖКХ (примерно около трети суммарного потенциала энергосбережения, или до 70% от суммарного энергопотребления в данном секторе). Значительная часть жилищного фонда нуждается в срочном ремонте. Фактические теплопотери зданий намного выше нормативных из-за низкого качества строительства и эксплуатации. Наибольший эффект по экономии энергии может быть достигнут в результате мер по повышению энергоэффективности в системах отопления и горячего водоснабжения, полагают эксперты КУЭ ЕЭК ООН.

Стимулировать процессы энергопотребления и энергосбережения в странах СНГ, по мнению авторов исследования, возможно с помощью экономических инструментов, в т.ч. путем льготного налогообложения предприятий, осуществляющих программы по энергосбережению и добившихся результатов свыше установленного минимума. Также предлагается премировать руководителей госпредприятий и бюджетных организаций за экономию энергии. Представляется также важным содействие развитию рынка энергосервисных услуг, рыночных механизмов привлечения инвестиций в энергоэффективность.

Иван МИХАЛЕВИЧ