Консультации
26.04.2002 3 мин на чтение
мин
Резервный фонд зарплаты: порядок его создания
В соответствии со ст.76 Трудового кодекса для обеспечения выплаты причитающейся работникам зарплаты, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и в других предусмотренных законодательством случаях наниматели обязаны создавать резервный фонд зарплаты. Размер резервного фонда определяется постановлением Совета Министров от 28.04.2000г. N 605. Однако создать резервный фонд в размере до 25% годового фонда зарплаты предприятия не всегда в состоянии в связи с отсутствием источников. Должен ли создаваться резервный фонд зарплаты, если на предприятии не заключается коллективный договор, а уставом формирование такого фонда не предусмотрено? Обязаны ли все без исключения предприятия создавать такой фонд или же только "в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и в других предусмотренных законодательством", как сказано в ст.76 ТК? В.АХРАМОВИЧ, главный бухгалтер, г.МинскВ соответствии со ст.76 Трудового кодекса для обеспечения выплаты причитающейся работникам зарплаты, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и в других предусмотренных законодательством случаях наниматели обязаны создавать резервный фонд зарплаты. Размер резервного фонда определяется постановлением Совета Министров от 28.04.2000г. N 605. Однако создать резервный фонд в размере до 25% годового фонда зарплаты предприятия не всегда в состоянии в связи с отсутствием источников. Должен ли создаваться резервный фонд зарплаты, если на предприятии не заключается коллективный договор, а уставом формирование такого фонда не предусмотрено? Обязаны ли все без исключения предприятия создавать такой фонд или же только "в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и в других предусмотренных законодательством", как сказано в ст.76 ТК?
В.АХРАМОВИЧ, главный бухгалтер, г.Минск
Во исполнение ст.76 Трудового кодекса Совет Министров принял постановление от 28.04.2000г. N 605 "Об утверждении Положения о резервном фонде заработной платы", п.2 которого предусмотрено, что организации независимо от формы собственности, индивидуальные предприниматели обязаны создать резервный фонд заработной платы.
Источником создания резервного фонда зарплаты является прибыль, остающаяся в распоряжении организации, индивидуального предпринимателя после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Отчисления в резервный фонд производятся из прибыли отчетного года. В текущем году при наличии прибыли в резервный фонд могут производиться авансовые отчисления.
Резервный фонд создается в размере до 25% годового фонда зарплаты для обеспечения выплаты причитающейся работникам зарплаты, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договором гарантированных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и в других, предусмотренных законодательством случаях. Конкретный размер фонда, основания и порядок его создания и использования определяются в коллективных договорах (соглашениях).
Если в организации коллективный договор (соглашение) не заключается, то решение о создании резервного фонда зарплаты принимается нанимателем.