$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

РЕЗЕРВ РОСТА

13.07.2010

В начале июля ряд белорусских частных фирм получили письма из инспекций МНС под названием «Об уровне среднемесячной заработной платы в 2010 году». В них налоговики укоряли бизнесменов за низкую зарплату: в среднем по 400—500 тыс. Br в месяц на работника, как следует из представленных в инспекцию деклараций (расчетов). Далее, со ссылкой на поручение районных администраций, требуется срочно представить в инспекцию обоснование причин низкого уровня оплаты труда и обеспечить с июля 2010 г. выплату зарплаты свыше 200 USD с одновременным перечислением сумм подоходного налога в соответствии с законодательством. Подобные послания повергают в шок владельцев, директоров и бухгалтеров предприятий.

Леонид ФРИДКИН

С одной стороны, заботу чиновников о росте заработков можно понять и приветствовать: стране нужен такой бизнес, который обеспечивает своих сотрудников нормальной зарплатой. И если она заведомо низка, то возникает подозрение о нелегальных доходах, зарплате в конвертах и уклонении от уплаты налогов. С другой стороны, в отечественном законодательстве имеется строго определенное ограничение зарплатного минимума, а также согласно ст. 56 Трудового кодекса — система государственных гарантий по оплате труда работников, включая величину минимальной зарплаты и тарифной ставки I разряда для бюджетников, а также государственный контроль и надзор за своевременностью выплат зарплаты.

Безусловной обязанностью всех нанимателей является выплата заработной платы не ниже минимального ее размера, установленного законодательством. Согласно Закону от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» минимальная зарплата является низшей границей оплаты труда работников за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. На сегодня месячная «минималка» постановлением Совмина от 26.12.2009 № 1700 установлена в размере 258 600 Br. В то же время к мерам по поддержанию уровня реального содержания зарплаты, о которых говорится в п. 5 ст. 56 ТК, относится, в частности, Закон от 9.01.1992 № 1383-XII «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета». Сегодня размер такого бюджета установлен для трудоспособного населения в размере 555 650 Br. И если законодатель полагает, что в нашей стране можно прожить за такие деньги, то зачем чиновникам беспокоиться самим и отрывать от работы администрацию предприятий, требуя повышения зарплаты? Если есть основания считать, что у кого-то есть нарушения законодательства — их надо выявить в ходе проверки — в строгом соответствии с Указом Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Отметим, что основанием для отнесения субъектов хозяйствования для целей контроля к высокой группе риска является наличие в календарном году подтвержденного факта выплаты зарплаты, не начисленной в установленном порядке (в конвертах). Насчет размера в Указе № 510 ничего не сказано. Кстати, и в перечне задач и прав налоговых органов, перечисленных в постановлении Совмина от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» не видно функций по регулированию вопросов размера зарплаты.

Если нарушений нет, то единственным законным способом заставить предприятия поднять зарплату было бы нормативное увеличение установленного размера минимальной зарплаты, скажем, до требуемых 200 или 500 USD. Но это чревато очередным витком инфляции — ведь чтобы повысить заплату коммерческим организациям, придется поднять цены. К тому же американская валюта опять нас подвела: пошла в рост так, что долларовый эквивалент выглядит все хуже. Можно выбрать другой путь — создать бизнесу стимулы для повышения зарплаты, например, в виде налоговых льгот, преимущественного участия в приватизации госсобственности или иных преференций. Но о таких шагах тоже ничего не слышно.

Можно ли требовать роста зарплаты, невзирая на правовые рамки и экономические условия? Ведь иные предприятия и без того с трудом сводят концы с концами, не без основания сетуя на монополизм госпредприятий, дороговизну кредитов, административные барьеры, девальвацию, высокую налоговую нагрузку и т.п. Кстати, если бы отчисления в ФСЗН у нас снизились, хотя бы до российского 26-процентного уровня, не говоря уже о казахстанских 13%, это стало бы весомым стимулом для повышения зарплаты. Правда, снизить налоговое бремя сложнее, чем рассылать «указивки», вызывать бизнесменов на ковер и требовать от них достижения запланированных показателей любой ценой.

Но за плановую экономику мы уже заплатили немалую цену 20 лет назад. И, вроде бы, от многих административно-командных рецидивов по зрелому размышлению собрались отказаться. Не говоря уже об обещанной либерализации, напомню, что согласно подп. 2.6 Директивы Президента от 27.12.2006 № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» не допускается запрос госорганами у непосредственно не подчиненных им организаций иной информации, кроме государственной статистической отчетности и ведомственной отчетности, а также по вопросам, не входящим в компетенцию этих госорганов, за исключением случаев, когда такая разовая информация запрашивается на основании или во исполнение законов, решений и поручений Президента, Совмина и Администрации Президента РБ. Кроме того, ст. 9 Закона «О предпринимательстве» запрещает вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность негосударственных предприятий, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Более того, вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, влечет согласно ст. 23.82 КоАП наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин. Самое время пополнить бюджет...