Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Факты, комментарии
09.01.2009 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Революции в налогах нет Есть отдельные новшества

    Коренных изменений в налоговой системе Беларуси с 2009 года не произошло. Основным налоговым новшеством, несомненно, стал переход от прогрессивной шкалы к единой 12-процентной ставке подоходного налога.&nbs...

    Коренных изменений в налоговой системе Беларуси с 2009 года не произошло. Основным налоговым новшеством, несомненно, стал переход от прогрессивной шкалы к единой 12-процентной ставке подоходного налога.

    Впрочем, «плоская» шкала давно действует во многих странах. В Грузии и Македонии применяется такая же ставка, в России и Украине — 13%, в Кыргызстане и Казахстане — 10. Правда, в странах с развитой рыночной экономикой применяется прогрессивная шкала подоходного налога, как правило, с весьма высокими ставками. Но ведь и доходы населения там значительно выше.

    Еще одно важное новшество — изменение стандартных налоговых вычетов. Напомним, что до 2009 г. такой вычет составлял всего одну базовую величину и практически не влиял на снижение суммы облагаемого дохода. С нового года стандартный вычет составит 250 тыс. Br. И, к примеру, при заработке 500 тыс. Br подоходный налог придется заплатить только с половины дохода. А при доходе до 250 тыс. Br в месяц — вообще ничего.

    Однако Законом «О подоходном налоге с физических лиц» установлена предельная величина ежемесячного дохода, при котором этот вычет положен, — 1,5 млн. Br. Те, кто получает больше, некоторое время будут в проигрыше — ведь в прошлом году минимальная ставка налога составляла 9%. При этом облагаемой базой был совокупный годовой доход, и через несколько месяцев более высокооплачиваемые граждане «перепрыгивали» к более высокой ставке.

    Стандартный вычет на детей с 1 января составит 70 тыс. Br на ребенка. Впрочем, и в 2008 г. такой вычет в размере 2 базовых величин составлял те же 70 тыс. Однако базовая величина все же время от времени меняется. К тому же это — условный показатель, который никакого отношения к доходам граждан не имеет, о чем «ЭГ» не раз писала. Но тогда следовало бы индексировать стандартные вычеты в условиях довольно высоких темпов инфляции. Однако Законом это не предусмотрено.

    По-прежнему можно будет получить социальный и имущественный налоговые вычеты. Первый сейчас будет двух видов. Кроме вычета на получение образования (причем отныне не только для самих студентов и их родителей, но и для других близких родственников) можно будет получить вычет и по расходам на добровольное страхование.

    И все же основной результат введения единой ставки состоит прежде всего в упрощении порядка исчисления налога. А налоговое бремя на фонд оплаты труда существенно не изменится, пока не будет перемен в части отчислений в Фонд соцзащиты.

У предприятий — без перемен

    По НДС особых подвижек в 2009 г. нет. Ставки и периодичность уплаты остались прежними. Можно отметить отмену НДС для негосударственных вузов, которых наконец уравняли в правах с их государственными коллегами. Правда, иные частники уже успели выставить своим студентам счета с НДС, причем на весь второй семестр.

    Корректировки в Законе «О налогах на доходы и прибыль» также мало меняют порядок исчисления этого налога. Значительная часть новшеств связана с операциями с ценными бумагами, которые пока не имеют массового распространения. Но если уж мы рассчитываем на активизацию фондового рынка, то следовало бы для начала решить вопрос с налогообложением эмиссионного дохода, о котором опять забыли.

    Еще одно хорошее изменение — снижение с 2% до 1% ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей продовольствия, сельхозпродукции и аграрной науки. Впрочем, эксперты бизнес-союзов давно призывают его вообще отменить. Ведь из-за «каскадного» характера, т. е. взимания на всех стадиях реализации продукции, этот налог весьма «вреден» с позиций налоговой нагрузки и ценообразования. Но и здесь придется ждать до 2010 г.

    Ставка налога на приобретение автотранспортных средств снизилась с 5% до 3%. Понятно, что этот разовый платеж погоды в налоговой системе и финансовом положении предприятий не делает, тем более что многим в новом году будет не до покупки автомобилей.

    По-прежнему нет радикальных упрощений в экологическом налоге, сумма которого несоизмерима с хлопотами, которые он доставляет бухгалтерам.

Антикризисное налогообложение

    Для борьбы с негативными последствиями мирового финансового кризиса многие государства активно корректируют налоговую систему.

    Так, в России ставку налога на прибыль с 1 января снизили с 24% до 20%. Существенные изменения в составе затрат, учитываемых при исчислении этого налога, также несколько сократили налоговую базу. К тому же дивиденды, выплачиваемые российским компаниям, наши соседи в 2009 г. облагают по ставкам 0% (если доля в уставном фонде свыше 50%) и 9%. Получается, что инвестиции в России с налоговой точки зрения куда выгоднее, чем в Беларуси. Впрочем, в условиях финансового кризиса с прибылью может быть туговато — не до дивидендов будет. Поэтому в странах ЕС идут по другому пути, снижая основной налог на потребление — НДС.

    У нас основной антикризисной налоговой мерой правительство считает налоговый кредит. Это, конечно, тоже хорошо. Правда, получить его по налогу на прибыль и НДС можно будет только по внутренним оборотам. Что касается налога на прибыль, то здесь может быть та же ситуация, что и при снижении налоговой ставки: отсрочка есть, а налоговой базы не оказалось. К тому же право на налоговый кредит получить смогут лишь отдельные предприятия в индивидуальном порядке. Больше всего шансов на это у экспортноориентированных и конкурентоспособных производств. А остальные будут тем временем возмещать потери казны за льготников.

    Тем не менее снижение ставки, отмена нормирования ряда затрат и сокращения периодичности уплаты налога могли бы стать существенной подмогой для предприятий. В теории налогообложения считается, что ставка корпоративного налога в принципе должна соответствовать ставке подоходного налога с физических лиц. В Беларуси сейчас они отличаются в 2 раза. А в России все больше сближаются. Почему бы и нам не пойти по такому пути, отменив наконец местные целевые сборы на транспорт и инфраструктуру, источником которых является прибыль. И сделать это нужно сейчас, а не с 2010 г. Ведь нам еще целый год жить в условиях кризиса.

    Что касается НДС, то в той же России периодичность уплаты его реже, чем в нашей стране. А некоторые страны ЕС снизили ставку этого налога до 15%. Но в Беларуси НДС занимает примерно пятую часть всех налоговых поступлений в казну. Именно косвенные налоги всегда считаются более стабильным источником поступлений в бюджет по сравнению с прямыми. А потому заменить сокращение НДС в доходах бюджета в краткосрочной перспективе вряд ли удастся.

    Тем не менее налоговая нагрузка у нас остается выше, чем в ряде государств с переходной экономикой, например, в странах Балтии, Чехии, Польше, Венгрии, Словакии, России. В условиях кризиса это немаловажно. Правда, есть мнение, что показатель налоговой нагрузки к ВВП не столь и важен, поскольку он отражает лишь степень централизации доходов бюджета. Но платят-то налоги граждане и субъекты хозяйствования. И для них любое снижение налогового бремени — существенный шаг к улучшению своей конкурентоспособности.

Валерия ГЕРАСИМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений