$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ:©

19.07.2013

как предупредить социальные риски

Постоянная реструктуризация и модернизация экономики, подвижность работников и рабочих мест — характерные черты современного мира, обеспечивающие рост производительности труда и доходов, рентабельности и конкурентоспособность продукции. Эффективная реструктуризация создает условия для обеспечения эффективной занятости, так как содействует перераспределению трудовых ресурсов в пользу отраслей с высокой производительностью труда и созданию новых производительных рабочих мест, что является критически важным для повышения экономического потенциала страны.

В то же время структурные преобразования в экономике могут привести к негативным социальным последствиям:

– сокращению численности работников;

– установлению напряженной психологической атмосферы на самом предприятии, что выражается в снижении лояльности работников по отношению к компании, уменьшении инновационной активности, росте количества конфликтных ситуаций между работниками и руководством и др.;

– психологическому стрессу сокращенных работников, вызванного потерей дохода, уверенности в завтрашнем дне, самоуважения и мотивации быть успешным и т.д.;

– снижению заработной платы, социальных льгот и гарантий для работников, в т.ч. выделенных производств (непрофильных, сервисных и т.п.);

– росту безработицы и социального напряжения на рынке труда;

– трудовой эмиграции;

– снижению уровня и качества жизни.

Ситуация усугубляется наличием избыточной численности на предприятиях, численность которых даже по оптимистическим прогнозам составляет не менее 10%.

Для решения данных проблем в международной практике используется механизм социально-ответственного реструктурирования предприятий (СОРП), включающий комплекс пассивных и активных мер на рынке труда и построенный на партнерстве заинтересованных сторон: государства, собственника, профсоюзов. Основная цель СОРП — минимизация социальных и экономических последствий для высвобождаемого персонала. Для ее достижения процесс реструктурирования базируется на следующих принципах.

1. Учет интересов и сотрудничество социальных партнеров при разработке и реализации комплекса мер по социальной поддержке и помощи в области трудоустройства и самозанятости.

Все заинтересованные стороны должны стремиться к предотвращению или сведению к минимуму, насколько это возможно, случаев прекращения трудовых отношений по причинам экономического, технологического, структурного или аналогичного характера без ущерба для эффективной работы предприятия, учреждения или службы, а также к смягчению неблагоприятных последствий любого прекращения трудовых отношений по этим причинам для работников.

2. Защита на определенный период времени доходов работников, подлежащих сокращению.

Данный принцип требует двухстороннего участия: как государства, так и предприятия и обеспечивается за счет:

– выплаты выходного пособия или другого аналогичного вида финансовой поддержки в связи с прекращением трудовых отношений по инициативе нанимателя, рассчитанного с учетом стажа и возраста увольняемого. Это позволяет смягчить «удар» от потери постоянного дохода и создать подушку безопасности на период поиска новой работы или открытия своего дела;

– предоставления адекватного пособия по безработице, обеспечивающего доходы на уровне не ниже бюджета прожиточного минимума;

– использования схем досрочного выхода на пенсию в случае массовых высвобождений.

По мнению экспертов, расходы предприятия и государства на вышеперечисленную финансовую поддержку — более эффективный подход к решению проблем, связанных с риском безработицы, чем сохранение непроизводительных рабочих мест.

3. Максимально возможное предупреждение массовых высвобождений, которое достигается через:

– содействие созданию новых рабочих мест на самом предприятии или в обособленных подразделениях;

– перемещение высвобождаемых сотрудников на другие рабочие места внутри предприятия;

– стимулирование добровольного увольнения сотрудников, рабочие места которых планируются к сокращению, через предоставление компенсационных выплат, премий; растягивание сроков реализации.

Данный принцип особенно актуален при реструктуризации градообразующих предприятий.

4. Своевременное уведомление социальных партнеров о предстоящей реструктуризации; открытость и прозрачность проводимых организационных изменений.

Речь идет о заблаговременном уведомлении трудового коллектива, профсоюзных организаций, местных служб занятости. Создание благоприятного социально-психологического климата в отношении работников к проводимым изменениям: новые технологии и организационные преобразования, если они не осознаны и не поняты работниками, не дадут стабильного положительного эффекта. Местные службы занятости и профсоюзы смогут заранее подготовиться к предстоящим изменениям и внести свой вклад в достижение целей социальной реструктуризации.

5. Предоставление программы активных мер по содействию в трудоустройстве и самозанятости высвобождаемым работникам.

Активные меры помощи, включающие помощь в поиске работы, обучение и консультации, предлагаются всем сокращенным работникам. В случае массовых высвобождений на базе реформируемого предприятия создаются (при необходимости) центры помощи высвобождаемому персоналу — т.н. «домашние» центры занятости.

Лучшая практика

Люксембургская модель реструктуризации сталелитейной компании ARBED была построена на активной социальной политике в области обеспечения экономического роста и занятости и социальной ответственности бизнеса. Модель включала следующие элементы:

1) фонд помощи безработным, основными источниками средств которого были:

– средства Европейского объединения угля и стали;

– специальные взносы работодателей в размере 0,25% от суммы взносов в пенсионные фонды и программы страхования инвалидов;

– специальный налог от подоходного налога (2,5%);

– 1% от налога на доходы корпорации;

– 2% от местного налога на торговлю и предпринимательскую деятельность;

2) создание Национальной кредитной и инвестиционной компании, целями которой были организация новых рабочих мест в регионе, привлечение инвестиций;

3) организация специального филиала по борьбе с кризисом, куда переводились целиком рабочие коллективы закрывающихся отделов и подразделений.

Филиал выполнял функции агентства по временному трудоустройству, в котором работники были трудоустроены до тех пор, пока не получали другой постоянной работы или добровольно не увольнялись. Он обеспечивал обучение и подготовку отдельных лиц или целевых групп для выполнения новой работы. Чаще всего в роли клиентов были правительственные организации.

Основные виды рабочих мест, предлагаемых филиалом:

снос здания, расчистка территории (10%);

новое строительство (14%);

переводы в другие подразделения (10%);

работа в филиалах (7%);

работа в других организациях (15%);

общественные работы (35%);

случайные работы (9%).

Реструктуризация металлургической госкомпании в Моравии (Чехия)

В 2004 г. собственник предприятия ISPAT Nova Hut объявил о реструктуризации, согласно которой в течение 3 лет следовало высвободить 5 тыс. человек, что привело бы к росту безработицы с 10% до 17% в малом городе Острава. Предупредить данную ситуацию помогла реализация проекта по созданию т.н. «бассейна» рабочей силы «Метал». Компания ISPAT Nova Hut выступила инициатором создания некоммерческой негосударственной организации (НГО), деятельность которой была сосредоточена на оказании содействия сокращенному персоналу в области занятости и самозанятости.

НГО «Метал» работала одновременно как работодатель, агентство по организации временной занятости, агентство по трудоустройству и самозанятости и как обучающий персонал тренер. Ее основными задачами были:

– обучить и трудоустроить сокращенных из металлургических компаний и безработных металлургов;

– организовать временную занятость на других предприятиях;

– управлять и привлекать финансовые источники (от доноров, программ, с помощью предоставления услуг).

Работники, уволенные с металлургического предприятия, имели право обратиться в НГО, где им выплачивалась базовая заработная плата (283 EUR). Когда сотрудник был задействован на временных работах, его заработная плата вырастала в полтора раза. Каждый сотрудник имел контракт не более чем на 2 года.

Для реализации цели проекта и выполнения задач НГО был сформирован бюджет за счет вкладов заинтересованных сторон, в который были включены:

– грантовые средства компании ISPAT Nova Hut — 35%;

– субсидия по софинансированию заработной платы из средств бюджета — 20,4%;

– субсидия по софинансированию обучения из средств бюджета — 10,1%;

– доход НГО от предоставления услуг — 34,5%.

В результате постепенно были решены многие вопросы, связанные со структурным реформированием экономики города. Компания ISPAT получила репутацию партнера государства в проведении социально-ответственного реструктурирования, а правительство и местные власти совместно предупредили всплеск безработицы, оказали содействие решению проблем сокращенных работников, внесли вклад в развитие предпринимательства, а также апробировали новый инструмент на рынке труда.

Таисия ЕЛЕЦКИХ, руководитель проекта ПРООН и Минтруда и соцзащиты «Содействие социально-ответственному реструктурированию предприятий в Республике Беларусь», кандидат экономических наук, доцент

Екатерина ТИТОВА, студентка БНТУ