Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Республиканский субботник и налоги: как получить льготы

В "НЭГ" N 34, с.4, опубликована консультация "Республиканский субботник и налогообложение"...
В "НЭГ" N 34, с.4, опубликована консультация "Республиканский субботник и налогообложение". Однако судя по письмам и звонкам в редакцию, читатели получили ответы не на все вопросы, связанные с этой проблемой, поскольку существует много различных ситуаций, связанных с налогообложением средств, удержанных из заработка или собранных по ведомости на республиканский субботник. "НЭГ" обратилась в МНС с просьбой подробнее проинформировать читателей по интересующим их вопросам.

Согласно п.1 ст.8 Закона "О подоходном налоге с физических лиц" (далее -- Закон) сумма облагаемого дохода (налоговая база) физического лица определяется как разность между суммой дохода, начисленного ему, и суммой льгот, на которые он имеет право.

С учетом данного алгоритма, а также правила подп.7.43 Инструкции о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, утв. постановлением МНС от 2002-02-20 г. N 16 (далее -- Инструкция), сумма облагаемого дохода физического лица, являющегося работником:

коммерческой организации, которому начислен заработок за работу в день субботника (сумма, перечисляемая на специальные счета местных исполнительных и распорядительных органов), определяется путем уменьшения суммы дохода, начисленной ему с начала года, в том числе на величину такого заработка (то есть этот заработок не учитывается в составе облагаемого дохода). Правила отражения в учете операций, связанных с данным вопросом, изложены в Положении (п.2), утв. совместным постановлением Минфина, ГНК и Нацбанка от 2001-04-21 г. N 44/92/52;

некоммерческой организации, определяется путем уменьшения суммы дохода, начисленной ему с начала года, в том числе на величину суммы, которая перечисляется такой организацией в добровольном порядке (по решению коллектива работников). При этом указанные последствия наступают независимо от того, исполняет ли наниматель волю члена своего коллектива, удерживая определенную им сумму из его заработка, или же формирует ее путем сбора денежных средств по ведомости (приходным кассовым ордерам), для последующего перечисления ее в порядке и на цели, определяемые правительством.

В такой ситуации отличием с точки зрения налогообложения будет являться то, что в первом случае сумма подоходного налога с доходов, начисленных с начала года и по апрель включительно, будет исчисляться с суммы облагаемого дохода, уже уменьшенного на сумму заработка в день республиканского субботника. Во второй ситуации льгота по подп.1.46 п.1 ст.3 Закона будет учтена уже при исчислении налога с доходов с начала года по апрель, если факт удержания либо внесения в кассу организации соответствующих сумм состоялся до такого исчисления. В противном случае, например, когда сумма, определенная коллективом работников некоммерческой организации, принята бухгалтерией наличными от работника после того, как ему была выплачена заработная плата за апрель, право на рассматриваемую льготу реализуется только при исчислении налога с доходов, которые будут начислены ему после этого (за май либо позже).

В этой связи предоставляемую льготу правильней было бы определить как предоставляемую в порядке вычета. Однако, поскольку результат как одного, так и другого действия (уменьшение -- вычитание) один и тот же, в любом случае сумма облагаемого дохода не будет включать суммы доходов физических лиц, перечисленных на цели субботника их нанимателем.

Таким образом, в соответствии с подп.7.43 п.7 Инструкции не подлежат обложению подоходным налогом доходы, полученные от выполнения трудовых обязанностей, начисленные в день республиканского субботника и перечисленные по назначению, определенному соответствующим решением правительства Республики Беларусь. Также не облагаются подоходным налогом и перечисляемые по указанному назначению юридическими лицами и предпринимателями (непроизводственная сфера, бюджетные организации и т.п.) суммы, образовавшиеся за счет средств, удержанных ими из начисленных доходов физическим лицам в другие дни и (или) внесенные на такие цели физическими лицами в кассу юридических лиц и предпринимателей.

То есть в тех случаях, когда работники организации сдали по ведомости денежные средства в счет проведенного республиканского субботника и передали их в кассу организации для дальнейшего перечисления на соответствующие счета, эти суммы подлежат вычету из их совокупного дохода.

Такой порядок предусмотрен только для исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц.

Постановлением Совета Министров от 2000-05-25 г. N 753 "Об утверждении состава фонда заработной платы для исчисления обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости и обложения чрезвычайным налогом" утвержден состав фонда заработной платы для исчисления обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости и обложения чрезвычайным налогом. В соответствии с подп.6.24 п.6 этого документа не включается для обложения единым платежом заработная плата работников организации, начисленная за дни проведения республиканского субботника.

Если организация самостоятельно произвела начисление из фонда заработной платы своего работника для перечисления сумм в счет проведения республиканского субботника, такие суммы обложению чрезвычайным налогом и обязательными отчислениями в государственный фонд содействия занятости не подлежат.

Случаи, когда денежные средства в счет этого субботника переданы в кассу организации из начисленной зарплаты для дальнейшего перечисления на соответствующие счета по ведомости, составленной работниками этой организации, названным постановлением правительства не предусмотрены. Следовательно, они подлежат обложению единым платежом в общеустановленном порядке.